Корзина пуста.
Войти

The perception of Russia as a subject of world processes by Russian and foreign students of faculties of international orientation (the results of associative experi-ment)

Т.А.Кротова, О.В. Румянцева
$2.50
УДК 81`24+81`27
 

Кротова Татьяна Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

e-mail: t.a.krotova@my.mgimo.ru

https://orcid.org/0000-0001-5929-0696

Румянцева Олеся Владимировна,

старший преподаватель кафедры русского языка

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

e-mail: o.rumyantseva@my.mgimo.ru
 

В работе представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с целью определения восприятия России как субъекта мировых процессов российскими и иностранными студентами МГИМО МИД России, МГЮА им. О.Е. Кутафина и ВШЭ. Выбранная проблематика определяется значимостью коррекции подходов к профессиональной подготовке на факультетах международной направленности. Развитие поликультурной компетентности, в том числе способности выстраивать эффективную коммуникацию с представителями иных культур, является одной из приоритетных задач обучения специалиста, чья будущая профессиональная деятельность будет связана с международным сотрудничеством. В современной психолингвистике считается, что обеспечение эффективной межкультурной коммуникации затруднительно в случае отсутствия адекватного понимания базовых категорий противоположной культуры. Поиск подходов к развитию поликультурной компетенции обусловил проведение ассоциативного свободного эксперимента как одного из ключевых инструментов выявления образов сознания и анализа их вербализации. В результате исследования выделены зоны совпадений и противоречий в восприятии России как субъекта мировых процессов российскими и иностранными студентами. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что российские и иностранные студенты, обучающиеся на факультетах международной направленности в российских вузах, имеют общие базовые представления о России как субъекте мировых процессов, отражающие объективную картину международного сотрудничества.

Ключевые слова: Россия, инофоны, межкультурная коммуникация, языковая картина мира, ассоциативный эксперимент 
 

Литература

  1. Макарова Е.А. Межкультурный дискурс как предпосылка формирования языковой личности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (53). С. 39–43. DOI 10.52772/25420291_2022_1_39.
  2. Тимкина Ю.Ю., Безукладников К.Э. Ключевые характеристики профессионально-ориентированной межкультурной языковой личности // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2023. № 1. С. 8–18. DOI 10.15593/2224-9389/2023.1.1.
  3. Тарасов Е.Ф. Введение в психолингвистическую теорию межкультурного общения // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13. № 4. С. 861–875. DOI 10.22363/2313-2299-2022-13-4-861-875.
  4. Баженова Е.И., Кузьмина К.А., Ткачева И.А. Лингводидактическая модель формирования вторичной языковой личности при профессионально-ориентированном обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 3. С. 304–312. DOI 10.30853/ped20220038.
  5. Волкова Е.В. Коммуникативное поведение профессиональной языковой личности врача в медиадискурсе (на материале телевизионных программ о здоровье) // Медиалингвистика. 2022. Т. 9. № 4. С. 369–392. DOI 10.21638/spbu22.2022.405.
  6. Позднякова Е.М., Нестерова О.Б. Многоаспектность языковой личности политика // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 4, ч. 3. С. 436–450. DOI 10.28995/2686-7249-2022-4-436-450.
  7. Казанцева Е.А., Фаткуллина Ф.Г., Валиахметова Э.К. Языковая личность современного российского педагога // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022. № 1 (39). С. 111–120. DOI 10.17122/2541-8904-2022-1-39-111-120.
  8. Челак Е.А., Шарыпова А.В. Портрет языковой личности военного корреспондента // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 8 (44). С. 9. DOI 10.18454/RULB.2023.44.9.
  9. Павловская О.Е., Сахно О.С. Формирование языковой личности студента в условиях мультикультурализма и полилингвальности // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2022. № 3 (46). С. 25–31. DOI 10.36622/AQMPJ.2022.26.93.004.
  10. Падерина Т.С. Формирование профессиональной языковой личности (на примере текстов по специальности «Науки о Земле») // Филология: научные исследования. 2023. № 11. С. 28–39. DOI 10.7256/2454-0749.2023.11.68923.
  11. Мухаева В.А., Оразмурадова А.М. Образ России в представлениях иностранных студентов (на примере ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет») // Вестник Пензенского государственного университета. 2017. № 4 (20). С. 36–41.
  12. Маталова С.В., Бойцова И.В. Образ России глазами русских и иностранных обучающихся (поликультурный подход) // Мир русского слова. 2019. № 4. С. 42–47. DOI 10.24411/1811-1629-2019-14042.
  13. Уфимцева Н.В. Языковая картина мира: проблема моделирования // Вопросы психолингвистики. 2016. № 27. С. 238–249.
  14. Долинский В.А. Теория ассоциативных полей в квантитативной лингвистике. М.: Тезаурус, 2012. 512 с.