Корзина пуста.
Войти

Current trends in the Russian linguistics (the end of the first quarter of the 21 century)

В.Н. Базылев
$2.50

УДК 81-11"200"
DOI 10.20339/PhS.3-24.156

Базылев Владимир Николаевич,
доктор филологических наук, профессор,
заместитель главного редактора международного научного журнала
«Филологические науки. Научные доклады высшей школы»

e-mail: v-bazylev@inbox.ru

https://orcid.org/ 0000-0001-8952-9485

 

Обзор посвящен современному состоянию отечественной науки о языке, которое характеризуется переосмыслением методологических и методических подходов к исследованию эмпирического материала. Анализируются установки новых направлений лингвистики, их ключевые понятия, задачи и методы. Выявленные в обзоре «топики» не только свидетельствуют о разнообразии тематики современных исследований языка в России, но также дают представление о такой отличительной особенности всей современной лингвистики, как сочетание в ней черт традиционного и новаторского.

Ключевые слова: историография лингвистики, лимология, неопсихолингвистика, лингвистика креатива, лингвицистика, экономика языка, лингвосоционика, компутационная лингвистика, коннективистика, лингвистика информационно-психологической войны, критическая лингвистика, мультимодальная лингвистика, рефлексивная лингвистика

 

Литература

Алпатов В.М. История лингвистики: мейнстрим и маргиналы // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2 (870). С. 9–14. DOI 10.52070/2542-2197_2023_2_870_9.

Базылев В.Н. Наука о языке XXI века. М.: Флинта: Наука, 2012. 133 с.

Боронин А.А. Лингвистическая лимология: мини-компедиум // Лингвистическая лимология / отв. ред. А.А. Боронин. М.: МГОУ, 2019. С. 29–35.

Букалов А.В., Карпенко О.Б. Соционика как академическая научная дисциплина // Соционика, ментология и психология личности. 2013. № 1. С. 1–26.

Вебер Ш., Давыдов Д.В. Социально-экономические эффекты языкового разнообразия // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 50–62.

Гридина Т.А. Лингвистика креатива. Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2013. 369 с.

Гудков Д.Б. Эссе о границе // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. М.: МАКС-Пресс, 2002. Вып. 22. С. 51–57.

Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца XX века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 239–320.

Дмитриева С.И. Лимология. Воронеж: Воронежский ГУ, 2008. 112 с.

Журнал фронтирных исследований. 2020. № 5. URL: https://jfs.today (17.11.2023). DOI 10.46539/jfs.v5i2.

Замилова А.В. Метод лингвосоционического моделирования языковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9. С. 69–72.

Кадочников Д.В. Теоретико-экономический взгляд на языковую политику // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 128–140.

Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. С. 135–152.

Коновалова Н.И. Новое научное направление в лингвистике рубежа веков // Филологический класс. 2011. № 2. С. 92–93.

Коннективистика / под общ. ред. Н.В. Халиной. Барнаул: АлтГТУ, 2011. 273 с.

Куницына О.М. Мультимодальность и основы визуальной лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 9. С. 283–284.

Лингвистика информационно-психологической войны / А.А. Бернацкая, И.В. Евсеева, А.В. Колмогорова; под ред. проф. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2020. 344 с.

Лытов Д.А. Лингвосоционика // Соционика, ментология и психология личности. 2015. № 3. С. 12–16.

Неопсихолингвистика и психолингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / И.А. Бубнова, И.В. Зыкова, В.В. Красных и др.; под ред. В.В. Красных. М.: Гнозис, 2017. 387 с.

Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021): кол. моногр. / научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2021. 626 с.

Худяков А.А., Чухарев Е.М. Когнитивная лингвистика и искусственный интеллект: результаты и тенденции взаимодействия // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 2–3. С. 93–105.

Шайкенова Л.М. Рефлексивная лингвистика. Алматы: Қазақ университеті, 2019. 200 с.

Щербинина Ю.В. Лингвицистика // Преподаватель. XXI век. 2015. № 3. С. 389–395.