УДК 821.161.1-1
DOI https://doi.org/10.20339/PhS.2.2-24.065
Богданова Ольга Владимировна,
доктор филологических наук, профессор,
Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена,
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
e-mail: olgabogdanova03@mail.ru
Жилене Екатерина Сергеевна,
кандидат филологических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры,
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
e-mail: ebibergan@yandex.ru
Цель исследования — предложить новый ракурс в интерпретации концептуальной поэзии Л. Рубинштейна на примере его ранней поэмы «Каталог комедийных новшеств» (1976). В отличие от ранее предпринятых исследований в статье акцент сделан не на формальных особенностях текста поэта-концептуалиста, не на ритмико-стилевой структуре его каталожно-карточной поэзии, а на содержательно-смысловом потенциале текста. Научная новизна работы состоит в том, что авторы впервые предлагают рассмотрение концептуально-дискретного текста как пространства цельного и единого, собственно литературного, пронизанного экзистенциально-бытийными поисками автора и его героя alter ego. Показано, что уже на раннем этапе творчества Рубинштейн только на уровне формы (изобретенной им карточной поэзии) примыкал к концептуализму, но по своей творческой сути устойчиво тяготел к традиции классической русской литературы. В условиях авангардных тенденций отечественной поэзии 1970-х гг. Рубинштейн, подобно В. Маяковскому, «наступал на горло собственной песне» в объяснимом желании оказаться в русле исканий «московского романтического концептуализма» (Б. Гройс). В ходе анализа продемонстрировано, что, вопреки манифестационным заявлениям концептуалистов о безыдейности «объектов» и тотальной игре с обломками соцреалистических канонов, поэзия Рубинштейна уже на раннем этапе демонстрировала емкий смысловой потенциал, преодолевающий пределы концептуальных практик.
Ключевые слова: Лев Рубинштейн, поэма «Каталог комедийных новшеств», концептуализм, тип карточно-каталожной поэзии, скрыто-диалогическое строение текста, канон (соц)реализма, форма и смысл.
Литература
- Бобринская Е. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. 216 с.
- Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 294 с.
- Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Искусство утопии / Б. Гройс. М.: Художественный журнал, 2003. С. 168–186.
- Деготь Е. Московский концептуализм. М.: WAM, 2015. 415 с.
- Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М.: Трилистник, 2002. 223 с.
- Липовецкий М.Н. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 840 с.
- Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы. М.: Ad Marginem, 1999. 221 с.
- Ниеро А. О «картотечной» поэзии Льва Рубинштейна // Slavica tergestina. 1999. № 7. С. 123–144.
- Преодолевшие постмодернизм: кол. моногр. / сост. и автор вступ. ст. О.В. Богданова. СПб.: Алетейя, 2023. 332 c.
- Рубинштейн Л. [Предуведомление] // Регулярное письмо / Л. Рубинштейн. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 6–7.
- Рубинштейн Л. Каталог комедийных новшеств // Регулярное письмо / Л. Рубинштейн. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 9–18.
- Хансен-Лёве О. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. 1997. № 25. С. 215–244.
- Эпштейн М. Поколение, нашедшее себя // Вопросы литературы. 1986. № 5. С. 40–72.
- The inter-genre phenomenon of the cycle “Program of Work” by Lev Rubinshtein / E. Zhilene, O. Bogdanova, A. Ryabchikova, E. Vlasova // Ad Alta. 2023. Vol. 13. Iss. 1. Р. 35–38.
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-18-01007); https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.