Корзина пуста.
Войти

Language attitudes of “fathers and children” from national schools in a large multilingual city

Г.Ф. Габдрахманова
$2.50

УДК 81`27

DOI  https://doi.org/10.20339/PhS.2.2-24.033

 

Габдрахманова Гульнара Фаатовна,

доктор социологических наук,

главный научный сотрудник

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова;

заведующая отделом этнологических исследований

Институт истории им. Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан

e-mail: medi54375@mail.ru

 

В работе на примере столиц Республики Саха (Якутия) и Республики Татарстан выявлены языковые установки родителей и детей из национальных школ в контексте экологии сдвига. Предложен теоретический подход к изучению языковой установки, основанный на ее понимании как суммы когнитивного, аффективного и конативного компонентов и на идее экологии ее сдвига в поколенческом и региональном аспектах. Проведенный социолингвистический опрос «отцов и детей» и интервью с экспертами из Казани и Якутска показали непротиворечивое сочетание установок участников национального образования на русский и якутский/татарский языки. Диссонансом языковым установкам участников национального образования выступает практика использования русского и национальных языков в различных общественных сферах. Поэтому вполне закономерным выглядит актуализированный конативный компонент языковых установок родителей из национальных школ, стремящихся за счет таких учреждений исполнить свое желание сохранить родной язык. Экология сдвига языковых установок характеризуется различиями между старшим и младшим поколениями, между регионами и может складываться на пересечении поколенческого и регионального факторов, что обнаружилось в когнитивном и аффективном компонентах.

Ключевые слова: языковая установка, школа, родители, учащиеся, Республики Саха (Якутия), Республика Татарстан.

 

Литература

  1. Соколовский С.В., Филиппова Е.И. Законы и идеологии: политика и управление языковыми ситуациями // Смерть языка — смерть народа? : языковые ситуации и языковые права в России и сопредельных государствах / отв. ред. Е.И. Филиппова, С.В. Соколовский. М.: Горячая линия — Телеком, 2019. С. 5–18.
  2. Мухарямова Л.М., Андреева А.Р. Феномен национальной школы в социологических ракурсах. Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. 268 с.
  3. Маслинский К.А. Социолингвистика школы: модель для сборки // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 258–265. Рец. на кн.: Язык, общество и школа / под ред. К.С. Федоровой.
  4. Мухарямов Н.М. Политика языка и языковая политика // Идентичность: личность, общество, политика / отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2017. С. 677–684.
  5. Joan F. Chevalier school-based linguistic and cultural revitalization as a local practice: Sakha language education in the city of Yakutsk, Russian Federation // Nationalities Papers. 2017. Vol. 45. No. 4. P. 613–631.
  6. Арутюнова Е.М. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия). Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии) // ИНАБ. 2019. № 1. С. 50–61.
  7. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / под ред. В.А. Тишкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 272 с.
  8. Сафин Ф.Г., Халиулина А.И. Роль русского языка в формировании общероссийской гражданской идентичности в полиэтничном регионе (на примере Башкортостана) // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 90–96.
  9. Хилканова Э.В. Языковая установка и языковая идеология в западной и российской науке: о разграничении понятий // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. С. 148–162.
  10. Раевская М.М. Языковая идеология как ментальная модель и исследовательская парадигма // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 2. С. 24–35.
  11.  Вахтин Н.Б. Условия языкового сдвига: (к описанию современной языковой ситуации на Крайнем Севере) // Вестник молодых ученых. Серия: Филологические науки. 2001. № 1. С. 11–16.
  12.  Гренобль Л. Социолингвистика и языковой сдвиг: к пониманию процессов сдвига через призму носителей // Социолингвистика. 2021. № 2 (6). С. 9–35. DOI 10.37892/2713-2951-2021-2-6-9-35.
  13.  Дырхеева Г.А., Цыбенова Ч.С. Языковые установки и языковая лояльность носителей малых языков в условиях национально-русского двуязычия (на примере бурят и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. DOI 10.25178/nit.2020.1.5.
  14.  Горячева М.А. Функционирование языков в сфере образования // Закономерности социокультурного развития языков в полиэтнических странах мира (Россия — Вьетнам). М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 213–231.
  15.  Габдрахманова Г.Ф. Институционализация российской национальной школы в поле политики (на примере саха- и татароязычных школ Республик Саха (Якутия) и Татарстан) // Полис. Политические исследования. 2023. № 3. С. 98–113. DOI 10.17976/jpps/2023.03.08.

 

 

Исследование выполнено при поддержке гранта Правительства РФ (соглашение № 075-15-2021-616).