Корзина пуста.
Войти

Pushkin’s artistic iconography in small prose by T. Tolstoy

Н.В. Ковтун
$2.50

УДК 821.161.1-32

DOI  10.20339/PhS.1-24.141   

 

Ковтун Наталья Вадимовна,

доктор филологических наук, профессор

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;

 профессор

Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

ORCID: 0000-0001-6799-4685

e-mail: nkovtun@mail.ru

 

 

Пушкинский миф в творчестве Т. Толстой достаточно подробно изучен в критике и литературоведении; анализ малой прозы автора в этом контексте становится предметом научной рефлексии значительно реже. Между тем концепция пушкинского мифа в ключевом романе «Кысь» (2000) опирается на художественные открытия, сделанные автором в рассказах. Ключевое место в этой парадигме занимают «Сюжет» и «Лимпопо», где представлена шаржированная иконография поэта, включающая в себя основные моменты его биографии: рождение, дуэль, смерть и попытку (ре)инкарнации в реальности ХХ в. При всех историко-биографических, иронических и трагифарсовых элементах образа «нашего всего» в нем сохраняются неуловимость, тайна, он прочитывается как сила, способная освободить Россию от проклятия революции, вернуть к первоначальным, архаическим смыслам слова. Пушкинский нарратив входит как важнейшая составляющая в повествовательную манеру самой Т. Толстой — от прямых цитаций, реминисценций, аллюзий, травестии, палимпсеста до понимания Пушкина как свидетеля русского бытия и культуры, что открывает перспективу более глубокого прочтения и ее собственных текстов.

Ключевые слова: пушкинский миф, Т. Толстая, «Сюжет», «Лимпопо».

 

Литература

  1. Шеметова Т.Г. Три тенденции в современной литературной «пушкиномании» // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2009. № 4. С. 55–66.
  2. Непомнящий В. Феномен Пушкина и исторический жребий России // Пушкин и современная культура: сб. ст. М.: Наследие, 1996. С. 6–61.
  3. Гощило Е. Взрывоопасный мир Т. Толстой / пер. с англ. Д. Ганцева, А. Ильенкова. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2000. 200 с.
  4. Воробьева С. Филологическая рефлексия как средство эстетической самоидентификации автора в прозе Т. Толстой // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. 2012. № 11. С. 53–57.
  5. Вайкум Л. Роль пушкинского дискурса в прозе Т. Толстой (на материале романа «Кысь» и сборника рассказов «Не кысь») // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2020. № 4 (78). С. 31–41.
  6. Шеметова Т.Г. Биографический миф о Пушкине в русской литературе советского и постсоветского периодов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 48 с.
  7. Ковтун Н. Русь «постквадратной» эпохи: (к вопросу о поэтике романа «Кысь» Т. Толстой) // Respectus Philologicus. 2009. No. 15 (20). Р. 85–98.
  8. Толстая Т. Река Оккервиль: рассказы. М.: Эксмо, 2006. 464 с.
  9. Баевский В.С. Вступительное слово // «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»: труды семинара «Творчество А.С. Пушкина в историко-культурном контексте», Смоленск, 10–12 февраля 1998 г. / сост. и ред.: В.С. Баевский, Н.В. Кузина. Смоленск: СГПУ, 1998. 179 с.
  10. Виролайнен М. Речь и молчание: сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Пальмира, 2016. 503 с.
  11. Борев Ю.Б. «Пушкин — наше все»: (теоретико-литературные уроки Пушкина) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. № 1. С. 12–24.
  12. Толстая Т. Кысь. М.: Эксмо: Олимп, 2007. 348 с.