Корзина пуста.
Войти

Funeral tradition of the 50–60s of the 20 century in the folk speech of the Voronezh region: Ethno-linguistic aspect

Л.В. Недоступова
$2.50

 

УДК 811.161.1`27:393

DOI  10.20339/PhS.1-24.017                          

 

Недоступова Любовь Виниаминовна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Воронежский государственный технический университет

ORCID: 0000-0003-1978-4725

Researcher ID: W-5925-2018

e-mail: nedostupowa2009@yandex.ru

 

Рассмотрено содержание проведения похоронного обряда. Цель настоящей работы — описание по воспоминаниям представителей старшей возрастной группы существовавшей в 1950–1960-е гг. похоронной традиции, отраженной в народной речи и картине мира жителей поселка Высокий Таловского района. В работе использованы следующие методы: опрос, интервьюирование, наблюдение, сравнение, обобщение, построенное на конкретных фактах. Новизна научного сочинения состоит в том, что зафиксирован и показан сельский погребальный церемониал семейного цикла, не зарегистрированный ранее в представленном виде ни в одном из населенных пунктов Воронежской области. Он представляет собой деревенское траурное действо. Ритуал репрезентирован через изображение местной традиции в языке. Результат изыскания — особенности похоронного обычая, состоящего из 23 взаимосвязанных этапов, отраженных в южнорусском говоре. Сделан вывод о том, что в картине мира жителей деревни сочетаются крепкая дружба, поддержка в трудной жизненной ситуации, взаимопомощь, взаимовыручка селян, следование традициям предков, уважение к усопшему и его близкому окружению. Коллективизм и общинность выступают в качестве основополагающих принципов организации и проведения церемониала. Отмечено, что в XXI в. в скорбном обряде произошли изменения. Практическая значимость исследования заключается в том, что информация может быть использована в коллекции неповторимых ритуалов, имеющих место в небольших сельских социумах в XX в. Представленными данными можно обогатить материалы проекта «Лексический атлас русских народных говоров» (РАН), также их можно использовать при преподавании спецкурсов «Воронежское лингвокраеведение» и «Краеведение» для студентов и школьников. Материал впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: народная речь, картина мира, похоронный обряд, траурные обычаи, деревенская традиция.

 

Литература

  1. Коконова А.Б. Рождение и смерть в пространстве диалекта: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 24 с.
  2. Дроботенко В.Ю. Предпогребальный период погребального обряда: его вербализация и реалемный план в говорах Донецкого региона // Вопросы региональной лингвистики. Волгоград: Перемена, 2002. С. 185–197.
  3. Седакова О.А. Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: ИНДРИК, 2004. 330 с.
  4. Толстой Н.И. Из «грамматики» славянских обрядов // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 576: Типология культуры. Взаимное воздействие культур. Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. С. 57–58.
  5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. 253 с.
  6. Филатова В.Ф. Обряд и обрядовая лексика в этнолингвосемиотическом аспекте (на материале говоров восточной части Воронежской области): автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 1995. 22 с.
  7. Филатова В.Ф. Лексика архаических элементов погребально-поминального обряда Воронежского края // Лексический атлас русских народных говоров: (материалы и исследования). СПб.: ИЛИ РАН, 2021. С. 533–551.
  8. Алексеевский М.Д. География похоронных обрядов Каргополья // Исторический город и сохранение традиционной культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы V Каргопольской науч. конф. М.; Каргополь, 1999. C. 74–77.
  9. Алексеевский М.Д. Проблема классификации похоронно-поминальных причитаний // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: материалы V Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2006. С. 129–132.
  10. Морозов И.А. Похороны // Рязанская народная культура первой половины XX века: шацкий этнодиалектный словарь. Рязань, 2001. С. 317–319.
  11. Добровольская В.Е. Похоронный обряд // Традиционная культура Гороховецкого края. М., 2004. С. 155–164.
  12. Добровольская В.Е. Кладбище как место встречи живых и мертвых: правила, регулирующие взаимоотношения двух миров в традиционной культуре Центральной России // Slověne. 2013. № 1. С. 111–122.
  13. Мороз А.Б. «От земли уродиться да в землю ложиться…» // Отечественные записки. 2004. № 1. С. 392–400. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2004/1/laquo-ot-zemli-uroditsya-da-v-zemlyu-lozhitsya-8230-raquo.htm (04.02.2023).
  14. В каждой деревне чё-то да разно: из кунгурской семейной традиции: (двадцатый век) / И.А. Подюков, С.М. Поздеева, С.В. Хоробрых, А.В. Черных. Березняки, 2007. 145 с. URL: https://www.phantastike.com/folklore/v_kazhdoy_derevne_che_to_da_razno/pdf/ (04.02.2023).
  15. Колкова Н.А. Русская погребальная паремиология и фразеология в лингвокогнитивном аспекте: смерть как сценарий ухода // Мир русского слова. 2009. № 3. С. 59–63.
  16. Никифорова О.В. Лексическая объективация народных представлений о смерти в нижегородских говорах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2 (2). С. 489–492.
  17. Андрюнина М.А. Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015. 24 с.
  18. Бобрихин А.А. Семантика похоронного обряда уральцев // Национальные культуры Урала. Фольклорный текст и обряд. Екатеринбург, 2016. С. 14–34.
  19. Королёва С.Ю. Похоронно-поминальные причитания Пермского края и особенности их исполнения: (по публикациям XIX — начала XXI века) // Грибушинские чтения — 2019. Кунгурский диалог. Пермь, 2019. С. 303–308.
  20. Толстой Н.И., Усачёва В.В. Волосы // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под ред. Н.И. Толстого. Т. 1: А — Г. М.: Международные отношения, 1995. С. 420–424.
  21. Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор: верования, текст, ритуал. М., 1994. С. 111–129. URL: https://vk.com/wall-93889374_3532 (04.02.2023).
  22. Гриднева Л.М. Высокий: время, события, люди, 1922–2007. Таловая: Таловская районная редакция, 2007. 44 с.
  23. Недоступова Л.В. Народный говор сквозь призму похоронно-поминального обряда // Неофилология. 2022. Т. 8. № 4. С. 715–723. URL: https://doi.org/10.20310/2587202272 (04.02.2023).
  24. Гаген Н.И. Магическое значение волос и головного убора. URL: https://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/16528491/ (04.02.2023).
  25. Данченкова Н.Ю. Функции «голоса» и топология телесности в русской традиционной культуре // XIII Конгресс антропологов и этнологов России. М.; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. С. 36.
  26. Логинов К.К. Похоронный обряд и кладбище поморского села Гридино // Живая старина. 2003. № 2. С. 2–5.
  27. Недоступова Л.В. Репрезентация свадебной традиции 60-х гг. XX столетия в Воронежской области: (этнолингвистический аспект) // Вестник славянских культур. Т. 63. М., 2022. С. 55–75. URL: http://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-63-55-75 (04.02.2023).