Корзина пуста.
Войти

Динамика семантики и прагматики конфликтогенных текстов российских массмедиа 2020–2021 годов

Г.В. Денисова, О.В. Смирнова, А.С. Антипова
$2.50

УДК 81`27

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.136               

 

Денисова Галина Валерьевна,

кандидат филологических наук,

доктор культурологии, доцент,

заведующая кафедрой психологии языка

и преподавания иностранных языков, факультет психологии

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: DenissovaGV@my.msu.ru

Смирнова Ольга Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой цифровой журналистики,

факультет журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: Smirnova.olga.msu@yandex.ru

Антипова Алина Сергеевна,

научный сотрудник кафедры психологии языка

и преподавания иностранных языков,

факультет психологии

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: Antipovaaline@gmail.com

 

Цифровые технологии обмена информацией привели к созданию медиаориентированного пространства, главной характеристикой которого является непрерывное обновление информационной повестки. В сложившейся коммуникативной ситуации каждую конкретную социальную сферу можно описать по контенту, представленному в медиаисточниках. Основная задача исследования — описание комбинированных языковых средств функционально-семантического поля «конфликт» в российском медиадискурсе 2020–2021 гг.: в ведущих федеральных российских газетах «Комсомольская правда», «Российская газета» и «КоммерсантЪ», а также в интернет-СМИ, таких как Lenta.ru и «Газета.Ru». Корпус языковых данных в исследовании — 24 697 текстов. Использованная в исследовании методика позволила выявить ключевые тематические блоки конфликтной информационной повестки, определить особенности ее географии, описать близкие лексические единицы в их связи с ключевым словом конфликт и показать динамику развития этих связей в период с января 2020 г. по декабрь 2021 г.

Ключевые слова: медиадискурс, российские СМИ, конфликтология, семантическое поле, семантический сдвиг.

 

Литература

  1. Базылев В.Н. Контратипирование масс-медийной информации: от измененных состояний массового сознания до индуцированных массовых психозов // Жанры и типы теста в научном и медийном дискурсе / под ред. А.Г. Пастухова. Орёл: Орловский ГИИ, 2020. С. 71–81.
  2. Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 4. С. 3–32.
  3. Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // МедиаАльманах. 2022. № 2. С. 8–14.
  4. Дробан В.В., Исаева Л.А., Землякова Н.В. Структурно-семантические и функционально-прагматические особенности репрезентации концепта «Мир» средствами прецедентных текстов в современном рекламном дискурсе. DOI 10.20339/PhS.3-21.016 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021 № 3. С. 16–23.
  5. Нерушева Т.В. Функционально-семантическое поле в рамках языковой картины мира // Научные записки ОрелГИЭТ. 2012. № 2 (6). С. 375–381.
  6. Budka P., Bräucher B. Theorising Media and Conflict. NY: Berghahn Books, 2020. 250 p.
  7. The Catalogue of Semantic Shifts as a Database for Lexical Semantic Typology / M. Bulakh, D. Ganenkov, I. Gruntov, T. Maisak, M. Russo, A. Zalizniak // Linguistics. 2012. № 50 (3). P. 633–669. 

 

Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».