Корзина пуста.
Войти

Когниция сна в романе Р. Ирвина «Арабский кошмар»

С.И. Линниченко
$2.50

УДК 821.111-3

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.082    

 

Линниченко Светлана Игоревна,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры иностранных языков

Самарский государственный технический университет

e-mail: s.linnichenko@gmail.com

 

Проанализирован авторский концепт «сон» в романе Р. Ирвина «Арабский кошмар» с точки зрения когнитивно-авторского подхода. Установлено, что концепт неоднороден и структурируется из восьми когнитем. Наиболее широко представлены когнитемы «виды сна» и «сон как способ познания». Далее следуют «проблемы со сном», «пребывание во сне», «учителя сна», «мистические существа мира снов». Меньше всего представлены когнитемы «погружение в сон» и «пробуждение». Анализ языкового выражения авторского концепта показал, что все указанные когнитемы, кроме «сон как способ познания», реализуются в основном c помощью эксплицитных языковых средств, среди которых превалируют устойчивые именные и глагольные словосочетания. Когнитема «сон как способ познания» является ключевой и выражается за счет многочисленных метафор: сон как океан, сон как смерть, сон как общение с Богом, сон как способ познания реального мира и сон как источник творчества. Сделан вывод, что концепт «сон» в романе Р. Ирвина реализует новые художественные смыслы, которые могут быть описаны только особым языком, что, в свою очередь, открывает новые перспективы в области изучения авторской когниции.

Ключевые слова: когниция сна, когнитивно-авторский подход, авторский концепт, когнитема, сон, постмодернизм.

 

Литература

1. Кубрякова Е.С. Проблемы представлений знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний: сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1992. С. 4–38.

2. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998. 280 с.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 320 с.

4. Smith B. Beyond concepts: ontology as reality representation. URL: http://ontology.buffalo.edu/bfo/BeyondConcepts.pdf (18.03.2022).

5. Laurence S., Margolis E. Concepts and cognitive science. URL: https://www.cs.nyu.edu/courses/fall07/G22.3033-006/CCS.pdf (18.03.2022).

6. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективизации в языке) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1999. Т. 58. № 5–6. С. 3–12.

7. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М.: Academia, 1997. 480 с.

8. Evans V. Semantic representation in LCCM theory // New directions in cognitive linguistics. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin’s Publishing Company, 2009. P. 27–56.

9. Гуляева Г.Е. Наглядно-чувственный образ концептов «солнце», «луна», «звезды» в творчестве К. Кинчева. Екатеринбург: Гуманитарные науки, 2007. 225 с.

10. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64–72.

11. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга // Философия творчества: материалы Всероссийской научной конференции. 2015. С. 54–63.

12. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. 280 с.

13. Колодина Н.И. Проблемы понимания и интерпретации художественного текста. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2001. 184 с.

14. Редкозубова К.Ю. Кристаллизация смысла как техника понимания в художественном дискурсе // Прогрессивные научные исследования — основа современной инновационной системы: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2020. С. 163–168.

15. Дербенёва С.И. Способы языковой реализации концепта «смерть» в лирике Г. Бенна: монография. Самара: Самар. госакадемия культуры и искусств, 2013. 131 с.

16. Gehring P. Traum und Wirklichkeit: Zur Geschichte einer Unterscheidung. Frankfurt; New York: Campus Verlag, 2008. 280 s.

17. Платоновское философское общество. URL: http://www.plato.spbu.ru/AKADEMIA/akademia6/chulkov.pdf (18.03.2022).

18. Project Gutenberg — free online books — Friedrich Wilhelm Nietzsche — Die Geburt der Tragödie. URL: http://www.gutenberg.org/dirs/etext05/7gbrt10.txt (18.03.2022).

19. Freud S. Schriften über Träume und Traumdeutungen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2003. 210 S.

20. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей: монография. Алматы: Жазушы, 2013. 520 с.

21. Фролов Г.А. Немецкий роман на переходе веков. Постмодернистская версия романтической модели мира // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007. Т. 149. Кн. 2. С. 60–65.

22. Robert Irwin. URL: https://www.britishcouncil.ru/en/robert-irwin (18.03.2022).

23. Ibrahim W., Simmons D. Between Orientalism and Post-modernism: Robert Irwin’s fantastic representations in “The Arabian Nightmare” // Hungarian Journal of English and American Studies. 2014. Vol. 20. No. 1. P. 91–111.

24. Irwin R. The Arabian Nightmare. URL: https://celz.ru/robert-irwin/425675-the_arabian_nightmare.html (18.03.2022).

25. Эко У. О зеркалах и другие истории. Реалистическая иллюзия. Кн. 1. М.: Слово, 2020. 280 с.