Корзина пуста.
Войти

Функции сюжетных ассоциаций из классической литературы в игровых проектах Б. Акунина* о Фандорине и Пелагии

Н.Г. Бобкова
$2.50

УДК 821.161.1

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.077  

 

Бобкова Наталия Георгиевна,

кандидат филологических наук, преподаватель

Лингвистическая гимназия № 3 (г. Улан-Удэ)

e-mail: bobkova_natalia_uu@mail.ru

 

Самым удачным игровым литературным проектом последних лет, по мнению Л.А. Данилкина, А.М. Ранчина и других исследователей, является проект Б. Акунина о Фандорине и Пелагии. Используя в своих романах стилистику и язык Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других писателей, Б. Акунин ведет читателя сквозь культурные слои русской и зарубежной литературы. Цель настоящего исследования — определение функций дискурса различных эпох в детективных проектах Б. Акунина. Научная новизна статьи заключается в том, что сделана попытка исследовать роль цитат и реминисценций, сюжетных, образных и стилистических ассоциаций, заимствованных из русской и зарубежной классической литературы, в детективных романах Б. Акунина о Фандорине и Пелагии. В результате доказано, что детективные проекты писателя имеют четко выраженные черты постмодернистской игры. Это игра не столько с жанрами, сколько с читателем, которому предлагаются исторические, мифологические, но также и литературные загадки. В интертекстуальном пространстве романов писателя появляются темы и мотивы из романов Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и других писателей. С детективной интригой писатель искусно сочетает и зарубежную классику. Образ сыщика Эраста Фандорина — сплав черт Шерлока Холмса, Вильгельма Баскервильского, принца Флоризеля; образ монахини Пелагии — сплав мисс Марпл и отца Брауна. Мотивы, стиль, язык классиков русской литературы определяют стилевое своеобразие современного писателя.

Ключевые слова и фразы: постмодернизм, детективный проект, игра, цитаты, реминисценции, сюжетные и стилистические ассоциации.

 

Литература

1. Акунин Б. Статский советник. М.: Захаров, 2002. 284 с.

2. Акунин Б. Турецкий гамбит. М.: Захаров, 2002. 226 с.

3. Акунин Б. Алмазная колесница: в 2 т. М.: Захаров, 2003. Т. 2. 543 с.

4. Акунин Б. Азазель. М.: Захаров, 2002. 237 с.

5. Акунин Б. Весь мир театр. М.: Захаров, 2010. 432 с.

6. Акунин Б. Пелагия и красный петух. М.: Захаров, 2002. 266 с.

7. Амирян Т.Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2012. 20 с.

8. Бабенко Н.Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопоэтической нормы: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2008. 40 с.

9. Бирюзова Н.А. Мотив «Второго Пришествия Христа» в русской литературе XIX–XX вв. (на материале произведений Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, А. и Б. Стругацких, Б. Акунина): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. 20 с.