Корзина пуста.
Войти

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» как полифоническая структура

А.Г. Коваленко, Л.Н. Лумпова
$2.50

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.060                         

 

Коваленко Александр Георгиевич,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Российский университет дружбы народов

e-mail: ak-taurus@mail.ru

Лумпова Лидия Николаевна,

аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

Российский университет дружбы народов

e-mail: lumpova.lida@yandex.ru

 

Работа посвящена выявлению феномена полифонии в творчестве Л.Н. Толстого. Феномен полифонии исследован в своем полном, всеобъемлющем значении: полифония как равноправие взаимоисключающих элементов в пределах одного смыслового контекста / образа / концепта как в синхронии, так и в диахронии. Актуальность проблемы обусловлена тем, что явление полифонии в творчестве Л.Н. Толстого ранее рассматривалось с позиции литературоведения, но практичести никогда не анализировалось в контексте лингвистики текста. Цель настоящей работы — анализ феномена полифонии с позиции лингвистики текста в романе-эпопее «Война и мир». Именно поэтому основная задача исследования заключается в объединении двух подходов при анализе художественного текста: языковедческого и литературоведческого. В семантической структуре анализируемого произведения феномен полифонии выражен в существовании взаимоисключающих значений в пределах одного смыслового контекста, объекта (образа), в пределах одного и того же концепта, поэтому семантическая структура образа и концептуально значимые понятия романа-эпопеи наделены системой противопоставленных друг другу значений, что приводит, в свою очередь, к полифонии всей семантической структуры текста в целом.

Ключевые слова: лингвистика текста, феномен полифонии, внутренний конфликт героя, диалогизм, семантическая структура образа, противопоставленность смыслов, «Война и мир» Л.Н. Толстого.

 

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М.: Художественная литература, 1972.
  2. Колобаев П.А. Повествовательная полифония и средства создания в русской литературе: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2005. 24 с.
  3. Краснов В.Г. Солженицын и Достоевский: искусство полифонического романа / авторизованный перевод книги Krasnov V. Solzhenitsyn and Dostoevsky: A study in the polyphonic novel (Athens: University of Georgia Press, 1979). Б. м., 2012. С. 3–33.
  4. Криницын А.Б. Полифония молчащих: специфика философского дискурса Ф.М. Достоевского // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 3. С. 375–391.
  5. Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики / пер. с фр. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 167–194.
  6. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1 // Собрание сочинений: в 12 т. Т. 3. М.: Правда, 1984.
  7. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 2 // Собрание сочинений: в 12 т. Т. 4. М.: Правда, 1984.
  8. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3 // Собрание сочинений: в 12 т. Т. 5. М.: Правда, 1984.
  9. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 9–212.
  10. Фомина С.Д. Концепт «любовь» в идеосфере Л.Н. Толстого: автореф. дис. … канд. филол. наук. Елец, 2009. 18 с.
  11. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». Сочинение графа Л.Н. Толстого. «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого // Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3: Литературная критика. М.: Правда, 1974. С. 335.
  12. Шарафутдинова К.Р. Художественная деталь как жанровый компонент во французском романе конца 1850-х — начала 1860-х гг. («Мадам Бовари Г. Флобера и «Отверженные» В. Гюго): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 21 с.