УДК 821.161.1:792
https://doi.org/10.20339/PhS.4-22.081
Николаева Алла Александровна,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
e-mail: allanikolaeva27@mail.ru
Впервые проанализировано влияние комедии дель арте на творчество имажиниста А.Б. Мариенгофа. Выделено несколько литературно-бытовых масок поэта, среди которых особое место занимает маска Пьеро, отмеченная современниками. Прослежена связь образа Арлекина в поэзии Мариенгофа с эмблемой и названием издательства «Распятый Арлекин» петроградского отделения имажинистской группы, что подчеркивает ее преемственность по отношению к московским имажинистам. Рассмотрено обращение Мариенгофа к персонажам и сюжетам комедии дель арте в теоретической работе «Буян-Остров» (1920), несохранившейся пьесе «Жмурки Пьеретты» (1916), трагедии «Заговор дураков» (1921). Показано значение комедии «Поющий и танцующий живот» с героями — маскам итальянского народного театра для понимания скрытых смыслов «Заговора дураков».
Ключевые слова: имажинизм, комедия дель арте, А.Б. Мариенгоф.
Литература
- Ахмади А. Традиции комедии дель арте в русской литературе (1750–1938). М.: Водолей, 2013. 152 с.
- Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Николай Евреинов. Александр Вертинский. Материалы к биографиям. Размышления. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992. 352 с.
- Бандурина Н.С. «Электрический» Арлекин В. Шершеневича: мотив ожившей куклы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 1. № 4. С. 35–40.
- Браун Я. Био… фашизм: (мысли на диспуте «Разгром левого фронта») // Театр. 1922. № 6. С. 189.
- Глубоковский Б.А. Маски имажинизма // Гостиница для путешествующих в прекрасном. 1924. № 4. С. 12.
- Глубоковский Б.А. Путешествие из Москвы в Соловки (отрывок из повести) // Наш современник. 1995. № 10. С. 218–222.
- Грузинов И.В. Имажинизма основное. М.: Имажинисты, 1921. 22 с.
- Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 299 с.
- Лебедева О.Б. Традиции commedia dell’arte в лирике и драме Александра Блока («Стихи о Прекрасной Даме» — «Балаганчик» — «Снежная маска») // Имагология и компаративистика. 2014. № 1. С. 145–164.
- Мариенгоф А.Б. Собрание сочинений: в 3 т. M.: Книжный Клуб «Книговек», 2013.
- Молодцова М.М. Комедия дель арте: (история и современная судьба). Л.: ЛГИТМИК, 1990. 218 с.
- Моторин С.Н. Художественный синкретизм «Страны Негодяев» // Современное есениноведение. 2008. № 8. С. 122–131.
- Николаева А.А. Пьеса В.Г. Шершеневича «Одна сплошная нелепость» (1922) как воплощение принципов имажинистской эстетики // Современное есениноведение. 2017. № 3 (42). С. 66–76.
- Павлова И.В. Общие свойства лирического сознания и пафоса в поэзии имажинистов // Русский имажинизм: история, теория, практика. М.: Линор, 2003. С. 75–96.
- Поэты-имажинисты. М.: Аграф; СПб.: Петерб. писатель, 1997. 535 с.
- Сарафанова Н.В. Традиции русского народного театра в литературе авангарда 1910–1930-х годов: кубофутуризм, имажинизм, обэриу: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 26 с.
- Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (05.12.2021).
- Солнцева Н.М. Репутация куклы. М.: Водолей, 2017. 176 с.
- Сухов В.А. Очерки о жизни и творчества Анатолия Мариенгофа: научное издание. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. 191 с.
- Чебанова О. «Клоп» Маяковского и комедия дель арте // Литература. 2002. № 19. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200201909 (05.12.2021).
- Чебанова О. Судьба комедии дель арте в России и драматургия конца XIX — первой трети XX века // Литература. 2005. № 19. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200501911 (05.12.2021).
- Шевченко Е.С. Трагическая арлекинада Е. Гуро: пьеса «Нищий Арлекин» // Вестник СамГУ. 2009. № 1 (67). С. 117–123.
- Эрдман Н.Р. Самоубийца. Пьесы. Стихотворения. Интермедии. Воспоминания и переписка. М.: Эксмо, 2007. 538 с.