Корзина пуста.
Войти

Imaginative thinking in science (based on the material of V.O. Klyuchevsky’s essay “The History of Russia”)

О.И. Валентинова
$2.50

УДК 81`42

https://doi.org/10.20339/PhS.4-22.048  

 

Валентинова Ольга Ивановна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры общего языкознания

Российский университет дружбы народов

e-mail: ovalentinova@yandex.ru

 

Исследованы функции образа и образного мышления в науке. Материалом для исследования послужил классический труд В.О. Ключевского «Русская история». Эмпирический материал показал, что соотношение логического и образного мышления в научном тексте не носит безапелляционно иерархического характера. При обсуждении В.О. Ключевским наиболее значимых событий русской истории логическое и образное мышление либо находятся в отношениях взаимодополнения, либо образное мышление компенсирует ограниченность мышления логического. Образ в научном тексте при сохранении сущностной способности экономно выражать сложную мысль выполняет познавательную функцию, выступая моделью, эффективно отражающей сущностные свойства объекта исследования, в том числе и в тех случаях, когда образ или образный ряд используется для объяснения или воссоздания исторического облика эпохи, поскольку и в этом случае образ остается способом познания абстрактного через конкретное. Анализ объясняющих аналогий выявил разные принципы их приведения: объективный и субъективный, что, в свою очередь, позволило обнаружить в научном тексте разную степень отрефлексированности сознания в создании образа. Органичный синтез осознанного и бессознательного лежит в основе построенного в соответствии с принципом хронотопической гомономии исторического образа, изоморфного научному принципу историзма. Исследование образного мышления в науке позволяет, с одной стороны, выйти на сверхкатегорию образа автора, с другой — получить более полное представление об объекте познания.

Ключевые слова: образ, образное мышление, способ познания, образ автора, научный текст, В.О. Ключевский.

 

Литература

  1. Виноградов В.В. К построению теории поэтического языка // Поэтика: временник отдела словесных искусств истории искусства. Вып. III. Л.: Academia, 1927. С. 5–24.
  2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 239 с.
  3. Ключевский В.О. Русская история от древности до нового времени. М.: АСТ, 2005. 912 с.
  4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994. C. 8–216.
  5. Новиков Л.А. Структура эстетического знака и остранение // Избранные труды / Л.А. Новиков. Т. II: Эстетические аспекты языка. Miscellanea. М.: РУДН, 2001. С. 56–77.
  6. Мельников Г.П. Конспект лекций по курсу «Введение в языкознание» (1979‒1980). М., 1980. 239 с.
  7. Мельников Г.П. Системная типология языков: принципы, методы, модели. М.: Наука, 2003. 395 с.
  8. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
  9. Александр (Семёнов Тян-Шанский А.Д.; еп. Зилонский). Православный катехизис. М., 2005. 287 с.
  10. Трубецкой Н.С. Лекции по древнерусской литературе / пер. с нем. // История. Культура. Язык / Н.С. Трубецкой; сост. и общ. ред. В.М. Живова. М.: Прогресс, 1995. С. 544–616.
  11. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Сочинения / Г.Г. Шпет. М.: Правда, 1989. С. 365–472.