Корзина пуста.
Войти

Children’s literature and the reader-child in modern Ukraine

A.R. Tychinina, S.V. Namestyuk
$2.50

УДК 82-9

https://doi.org/10.20339/PhS.2-22.139

 

Tychinina Alyona R.,

Candidate of Philology, Assistant of the Foreign Literature and

Literary Theory Department

Fedkovich Chernivtsi National University (Ukraine)

e-mail: a.tychinina@chnu.edu.ua

Namestiuk Svetlana V.,

Candidate of Philology, Associate Professor of the

Foreign Languages Department

Bukovinian State Medical University (Ukraine)

e-mail: lapetitelarousse83@gmail.com 

 

Проанализирована специфика детской литературы методом рецептивного анкетирования. Подчеркнуты особенности детской литературы с обязательной ориентацией на адресата. Рецептивный тип ребенка-читателя отличается от взрослого. Термин «рецептивное анкетирование» относится к результату записи реакций читателей путем ответов на вопросы о литературной ориентации, что позволяет установить характеристики восприятия, впечатления или влияние определенного литературного произведения / явления / писателя на рецепцию адресата. Рецептивное анкетирование апробировано в качестве экспериментально-практического фрагмента современной рецептивной поэтики, позволяющей учесть возрастную динамику фактора восприятия. Рецептивное анкетирование дает возможность детям-реципиентам определить свои вкусы, предпочтения и особенности восприятия литературы. Наконец, анкета — это диалогический (вопрос/ответ), динамичный и интенсивный процесс. Анкетирование проводилось на основе группового анонимного (с указанием возраста) анкетирования в 5–6 классах (10–12 лет) средней общеобразовательной школы г. Черновцы (350 анкет) на уроках мировой литературы по конкретным вопросам и с использованием контент-анализа. Это позволило проверить некоторые научные гипотезы о восприятии детьми литературы, установить уровень чтения современных детей, определить качество чтения текстов и найти «читаемых» авторов. Результаты исследования показали, какие именно литературные персонажи и произведения предпочтительны для детского восприятия.

Ключевые слова: детская литература, детская рецепция, литературоведческая методология, литературоведческое анкетирование, трансгрессия.

 

References

1.         Antipchuk N.V. Chehov і rozvitok ukraїns’koї ditiachoї prozi kіntsia XІX pochatku XX stolіt’ // Krymskie mezhdunarodnye Shmelevskie chteniia “Tvorchestvo I.S. Shmeleva v aksiologicheskom aspekte”. Vyp. XІІІ. Sіmferopol, 2005. S. 315–322.

2.         Aristotel. O dushe // Sochineniia: v 4 t. T. 1. Moscow: Mysl’, 1976. S. 371–448.

3.         Arnheim R. Iskusstvo i vizual’noe vospriiatie. Moscow: Progress, 1974. 198 s.

4.         Bakіna T. Fol’klor iak mova ditiachoї subkul’turi // Suchasnі lіteraturoznavchі studії. Ditina і svіt: problemi kul’turnogo dіalogu. Kiїv: Vid. centr KNLU, 2005. Vyp. 2. S. 8–17.

5.         Beket S. Naїvnі liudi: vіzualіzatsiia obrazu ditini v suchasnih opovіdiah pro chervonu shapochku // Іnozemna fіlologіia : ukraїns’kii naukovii zbіrnik. L’vіv: L’vіvs’kii nacіonal’nii unіversitet іmenі Іvana Franka, 2007. Vyp. 119 (2). S. 9–15.

6.         Veselovsky A.N. Istoricheskaia poetika. Moscow: Vysshaia shkola, 1989. 405 s.

7.         Vygotsky L.S. Psihologiia iskusstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 1998. 480 s.

8.         Gadamer H.-G. Aktual’nost’ prekrasnogo. Moscow: Iskusstvo, 1991. 367 s.

9.         Genette G. Figury: v 2 t. Moscow: Izd-vo im. Sabashnikovyh, 1998. T. 1. 944 s.

10.       Zhirmunsky V.M. Teoriia stiha. Leningrad: Sovetskii pisatel’, 1975. 664 s.

11.       Ingarden R. Issledovaniia po estetike. Moscow: Izd-vo inostrannoi literatury, 1962. 570 s.

12.       Maslinskaia S. Magiia pionerskoi simvoliki: sovetskoe proshloe v sovremennoi detskoi literature // Novoe literaturnoe obozrenie. 2021. No. 169 (3). S. 165–178.

13.       Matsevko-Bekerska L. Ditiacha lіteratura iak forma dіalogu kul’tur: germenevtichnii aspekt // Lіteratura. Dіti. Chas: Vіsnik Centru doslіdzhennia lіteraturi dlia dіtei ta iunactva, Ternopіl’: Navchal’na kniga-Bogdan, 2011. Vyp. 1. S. 18–24.

14.       Paceva M. Razvitie na prozodichnite modeli v rannata detska rech’ // Orbis Linguarum. 2021. Vol. 19, iss. 1. P. 70–81. URL: https://doi.org/10.37708/ezs.swu.bg.v19i1.8.

15.       Podoroga V. Tekst protiv Proizvedeniia. Roland Barthes — chitatel’ // Novoe literaturnoe obozrenie. 2019. No. 159 (5). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/159_nlo_5... (21.06.2021)

16.       Potebnja A.A. Teoreticheskaia poetika. Moscow: Vysshaia shkola, 1990. 344 s.

17.       Problemy detskoi literatury i fol’klor. Petrozvodsk: PetrGU, 2001. 228 s.

18.       Slavova M.T. Volshebnoe zerkalo detstva: stat’i o detskoi literature. Kiev: IPC “Kievskii un-t”, 2002. 94 s.

19.       Storі Dzh. Teorіia kul’turi ta masova kul’tura. Kiїv: Akta, 2005. 357 s.

20.       Tolstoy N.I. Ocherki slavianskogo iazychestva. Moscow: Indrik, 2003. 624 s.

21.       Chervіnska O.V., Zvarich І.M., Sazhina A.V. Psihologіchnі aspekti aktual’noї recepcії tekstu: Teoretiko-metodologіchnii pogliad na suchasnu praktiku slovesnoї kul’turi. Chernіvcі: Knigi — XXІ, 2009. 284 s.

22.       Chukovsky K. Chukokkala. Rukopisnyi al’manah Korneia Chukovskogo. Moscow: Russkii put’, 2008. 582 s.

23.       Schmid W. Narratologiia. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury, 2008. 304 s.

24.       Brewster J.C. Traveling the world with outstanding international children’s literature // Early Childhood Education Journal. 2008. No. 35 (4). P. 371–375.