Корзина пуста.
Войти

“Art manifestos” by M. Gorky from the beginning of the 1920s (“A story about one novel”, “Rehearsal”)

Н.Н. Примочкина
$2.50

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.2-22.099

 

Примочкина Наталья Николаевна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: nprim47@yandex.ru

 

Проанализированы философско-художественная проблематика и экспериментальная поэтика двух произведений М. Горького из его книги «Рассказы 1922–1924 годов»: «Рассказ об одном романе» и «Репетиция». Оба произведения посвящены теме сложных отношений современного искусства с действительностью, утверждению высокой, почти божественной роли писателя — творца воображаемых миров. Показано, что сходная проблематика рассказов выражена с помощью разных способов повествования и разных художественных приемов. Если «Репетиция» — это психологически усложненное «нейтральное» авторское повествование с многочисленными диалогами и внутренними монологами персонажей, то «Рассказ об одном романе» — наиболее «радикальный» творческий опыт Горького по созданию чисто фантастического, условного, модернистского произведения. Хотя главные герои этих рассказов — писатель Фомин и драматург Креаторов — показаны Горьким как бы со стороны, с достаточной долей иронии, нельзя не заметить, что многие их мысли об искусстве, о великой роли художника в современном мире оказались весьма близки к тому, что исповедовал в то время сам автор.

Ключевые слова: М. Горький, «Рассказы 1922–1924 годов», «Рассказ об одном романе», «Репетиция».

 

Литература

  1. Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997–2019.
  2. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М.: Наука, 1964. 376 с.
  3. Войтоловский Л. Новые вещи Горького // Новый мир. 1926. № 4. С. 155–157.
  4. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: в 25 т. М.: Наука, 1968–1976.
  5. Ходасевич В. Горький // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Согласие, 1997. С. 151–182.
  6. Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М.: Советский писатель, 1971. 284 с.
  7. Горький М. Полн. собр. соч. Варианты к художественным произведениям: в 10 т. М.: Наука, 1974–1982.
  8. Горький М. Призвание писателя и русская литература нашего времени // Горький и его эпоха. Исследования и материалы. Вып. 2. М.: Наука, 1989. С. 3–19.
  9. Примочкина Н.Н. На фоне классики // Новое литературное обозрение. 2010. № 5 (105). С. 299–305. Рец. на кн.: Пелевин В.Т. Роман.