Корзина пуста.
Войти

Let’s think, and all we four ...” (Reasoning as a linguo-pedagogical method and an element of poetics in the story of L.A. Yartsova “The Inexhaustible Purse”)

А.В. Зеленин, Д.В. Руднев
$2.50

УДК 81`42

https://doi.org/10.20339/PhS.1-22.044 

 

Зеленин Александр Васильевич,

доктор филологических наук, лектор факультета информационных наук и технологий

Университет Тампере (Финляндия)

e-mail: aleksandr.zelenin@tuni.fi

Руднев Дмитрий Владимирович,

доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент,

профессор кафедры русского языка

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

e-mail: rudnevd@mail.ru

 

Острые дискуссии о способах обучения детей родному языку, о понимании различий между типами текстов как механизма и продукта мыслительной деятельности во второй половине XIX в. находились в неразрывной связи с глубокой трансформацией российского общества. Значительное укрепление денежно-финансовых отношений в меняющемся социуме и, как следствие, проникновение денег во внутрисемейную коммуникацию стали актуальным воспитательным вопросом для детской литературы. Л.А. Ярцова в повести «Неистощимый кошелек» (1861) новаторски раскрывает тему денег в жизни ребенка, опираясь на функционально-смысловой тип речи рассуждение. Разные типы рассуждения (опровержение, умозаключение, подтверждение, обоснование) использованы в повести как инструмент поэтики и дидактики. Повесть построена как цикл содержательно не связанных между собой рассказов-рассуждений, в которых мать и ее трое детей разного возраста самостоятельно ищут рационально-логические и лексико-синтаксические аргументы для раскрытия метафоры-задания «неистощимый кошелек». Лингводидактический аспект повести Ярцовой заключается в том, что в процессе написания рассказов-рассуждений (функция сочинения на уроках словесности) дети овладевают методикой построения рассуждения и языковыми формами для его воплощения (учебно-целевая функция). Рассказы представляют собой градационно-иерархическое восхождение к понятию (концепту денег) от возрастного личностно-ограниченного (рассуждения детей) до социально значимого, синтезированного в рассуждении матери. Использование Ярцовой рассуждения как способа построения детской повести свидетельствует о проникновении в XIX в. элементов научной речи в другие речевые системы, в том числе в язык детской художественной литературы.

Ключевые слова: русская детская литература, тема денег, научная речь, функционально-смысловые типы речи, рассуждение, метафора, Л.А. Ярцова.

 

Источник

Ярцова Л.А. Неистощимый кошелек: рассказ для детей. СПб.: Изд-во М.О. Вольфа, 1861. 120 с.

 

Литература

1. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М.: Изд-во МПИ, 1991. 221 с.

2. Карайченцева С.А. Русская детская книга XVIII–XX вв.: очерки эволюции репертуара, 1717–1990 гг. М.: Изд-во МГУП, 2006. 290 c.

3. Хеллман Б. Сказка и быль: история русской детской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 555 с.

4. Russian children’s literature and culture / ed. by M. Balina, L. Rudova. New York; London: Routledge, 2008. 390 p.

5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. 531 с.

6. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Т. 1–4. М.: Об-во любителей российской словесности, учрежденное при Императорском Московском университете, 1863–1865.

7. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое: опыт русской фразеологии: сб. образных слов и иносказаний. СПб.: [тип. акц. общ. «Брокгауз-Ефрон»], 1912. 1161 с

8. Blamires D. Folktales and fairytales in the Middle ages // Bulletin of the John Rylands Library. 1992. No. 74 (1). P. 97–108.

9. Белова О. Неразменный рубль в поверьях и магических практиках славян // Антропологический форум. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). 2013. № 18. С. 230–242.

10. Klich Ed. Narzecze wsi Borki Nizińskie. Kraków: Drukarnia Uniwersytetu Jagiellonskiego pod zarzadem J. Filipowskiego, 1919. 107 s.

11. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: МГУ, 1982. 245 с.

12. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 1–3. М.: Современный писатель, 1995.

13. Копнина Г.А. Опровержение // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск: СФУ, 2012. С. 366–367.

14. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

15. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 c.

16. Трошева Т.Б. Рассуждение // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 321–328.

17. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964.

18. Кротков Е.А. О рассуждении как методе познания // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 170–180.