Корзина пуста.
Войти

R. Bukharaev’s poem “Prayer for the Cup” as a transcultural text

В.Р. Аминева

УДК 82

https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.290     

 

Аминева Венера Рудалевна,

доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры русской литературы и методики ее преподавания

Казанский (Приволжский) федеральный университет;

ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

e-mail: amineva1000@list.ru

 

На материале поэмы «Моление о Чаше» (1989–1991), знакового в творчестве Р. Бухараева (1951–2012) произведения, дана характеристика нового типа литературного дискурса, имеющего свойство транскультурности. В поэме создан глобальный, поликультурный и межнациональный мир, способ бытия которого определяет идея транзитивности — одновременности и непрерывной текучести, переходов одного в другое: эпох, событий, топосов, языков. Герой этого мира — одинокий путник, идущий по жизненной дороге, линейно развертывая автономный мир своего «я». История его духовного странничества соотносится с полным страданий земным путем Христа. Поэма насыщена историческими и литературными аллюзиями и реминисценциями из произведений мировой литературы, выполняющими идентифицирующую функцию. Установлено, что идентификация, которую выполняют различные элементы художественного текста, осуществляется как «на границах», «в промежутке» между различными традициями, так и «в пределах», «внутри» гомогенной культуры. Поэтому она является множественной и одновременно принципиально нецелостной, «расколотой», «текучей», «промежуточной», «мерцающей», вероятностно-множественной, постоянно ставящей под сомнение собственный статус и выявляющей растущую пластичность субъекта, находящегося в процессе постоянного пересоздания собственного «я». Новую форму видения мира, продуктом которой является феномен транскультурной литературы, формирует синтезирующая тенденция. Она действует внутри художественного мира поэмы и преодолевает границы между разными типами культур и традициями, демонстрируя, как из противостояния могут рождаться преодолевающие его новые смыслы, толерантные по своему содержанию и функциям. Способность художественного образа к бесконечным взаимным перетеканиям и превращениям смысла являет собой новое качество поэтического языка, соответствующего особенностям транскультурного типа художественного сознания.

Ключевые слова: русскоязычная литература, культурное пограничье, идентичность, поэтика, транзитивность, субъектно-образные структуры, синтез.

 

Литература             

1. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 864 с.

2. Тлостанова М.В. От философии мультикультурализма к философии транскультурации. М., 2008. 251 с.

3. Бахтикиреева У.М., Шагимгереева Б.Е. Языковое бытие творческой личности: Бахыт Каирбеков // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. XVII. Вып. 1. С. 83–89.

4. Валикова О.А., Шагимгиреева Б.Е., Кулиева Ш.А. Космос в логосе: транслингвальная поэзия Эдуарда Мижита и Бахыта Каирбекова // Новые исследования Тувы. 2020. № 4. С. 230–249.

5. Аминева В.Р. Поэма Р. Бухараева «День мертвых»: пути самоидентификации лирического субъекта // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020. № 6 (2). С. 292–299. DO: 10.20339/PhS.6-20.292

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Яз. рус. культуры, 1996. 464 с.

8. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / пер. с фр. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 656 с.

9. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. 320 с.

10. Бухараев Р.Р. Избранные произведения: Книга поэм. Казань: Магариф — Вакыт, 2011. 415 c.

11. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / пер. с нем. СПб.: Академ. проект, 1999. 512 с.

12. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М.: Рипол-классик, 2003. 799 с.

13. Ибрагим Т.К. Суфийская концепция «совершенного человека» // Человек как философская проблема: Восток — Запад. М.: Изд-во УДН, 1991. С. 62–75.

14. Ганиева Р.К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: Изд-во КГУ, 2002. 272 с.

15. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критического анализа). Душанбе: Изд-во «Дониш», 1987. 108 с.

16. Бахтин М.М. Слово о романе // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 3: Теория романа (1930–1961). М.: Языки славянских культур, 2021. С. 9–179.