УДК 821.122.2(436)-3
https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.121
Норец Максим Вадимович,
доктор филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой теории и практики перевода
Института иностранной филологии
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
e-mail: mnorets@yandex.ru
Элькан Ольга Борисовна,
доктор искусствоведения, доцент,
заведующая кафедрой музыкального искусства
Крымский университет культуры, искусств и туризма
e-mail: elkan.79@mail.ru
Рассмотрена социокультурная проблематика в творчестве австрийского писателя и драматурга ХХ в. Томаса Бернхарда. Родившийся в 1931 г., оказавшийся очевидцем нацистских преобразований, Томас был слишком юным, чтобы противостоять им. Период его личностного становления был ознаменован драмами более личного, семейного характера, которые тем не менее впоследствии писатель всегда будет ощущать как теснейшим образом связанные с историческими судьбами страны и мира. Собственное детство и отрочество, драматичные и травматичные, становятся для писателя неиссякающим источником драматичных литературных сюжетов, главными героями которых будут растерянные, отчаявшиеся люди, неудачники и изгои, неспособные справиться с вызовами судьбы. При этом вымысел в его произведениях часто почти невозможно отделить от привнесенного автобиографического материала. Многочисленные работы Бернхарда демонстрируют австрийское массовое сознание, полное стыда, чувства вины, самоотвращения и самоотчуждения. Бернхард проявляет острокритический настрой по отношению к австрийскому обществу и государству, не избавившимся от нацистского прошлого. Однако писатель не поддается соблазну заявить о своих социальных воззрениях прямо и недвусмысленно. Для его работ более характерен особый флер недоговоренности и намека. В результате анализа наиболее ярких произведений Бернхарда — «Стужа», «Пропащий», «Амрас», «Старые мастера», «Да», «Корректура», «Известковый карьер», «Бетон», «Горгульи» — выявлены характерные для его прозы художественные средства: автобиографизм, эксцентризм, монологизм (как символ одиночества, отстраненности, изоляции от общества, крайнего индивидуализма и даже социофобии), эмоциональная насыщенность (спектр эмоций достаточно однотипный: чаще всего это глубокое разочарование, печаль и скорбь, тревога и затаенный страх), мозаичность повествования, недоговоренность, «приглашение» читателя к совместному, «интерактивному» размышлению и к самостоятельным выводам, некоторые приемы «музыкализации» литературного текста.
Ключевые слова: литература Австрии, социокультурная проблематика, репрезентация, художественные средства, Т. Бернхард.
Литература
- Kuehn Н., Kuehn Н.R. On reading Thomas Bernhard // The Sewanee Review. 1997. Vol. 105, No. 4. P. 541–553.
- Норец М.В., Джемилева Л.Л. Жанр антиутопия. Основные черты в творчестве Джорджа Оруэлла // Аллея науки. 2018. № 6 (22), т. 2. С. 135–139.
- Honegger G. Thomas Bernhard: The making of an Austrian. New Haven & London: Yale University Press, 2001. 368 р.
- Bernhard T. Beton. Suhrkamp Verlag, 1982. 213 p.
- Connolly T.F. Genus Envy: nationalities, identities, and the performing body of work. New York: Cambria Press, 2010. 186 p.
- Колосова Е.Ф. Творчество Томаса Бернхарда (1931–1989) и его рецепция: мини-конференция в рамках XXXVI конференции ДААД по германистике (Ростов-на-Дону, 17 мая 2019 г.): обзор докладов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2019. № 4. С. 207–214.
- Бернхард Т. Старые мастера. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/424955-tomas-bernhard-starye-mastera.html (13.04.2021).
- Бернхард Т. Пропащий // Иностранная литература. 2010. № 2. С. 11–114.
- Элькан О.Б. Парадигма музыкально-литературного синтеза в немецкой художественной культуре ХХ века: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Симферополь, 2020.