Корзина пуста.
Войти

Cognitive distortions as a subject of depiction in A. Green’s short prose: “Birk’s Story”

Жуй Чжан
$2.50

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.5-21.119  

 

Чжан Жуй,

аспирант кафедры истории новейшей русской литературы

и современного литературного процесса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: kristinaruirui@yandex.ru

 

Рассмотрены принципы психологизма в раннем творчестве А. Грина. Материалом для анализа послужил «Рассказ Бирка» (1910), в котором реалистический опыт описания сознания человека сочетается с чертами романтической психопоэтики. Указано на лермонтовские традиции в изображении психики героя и его мышления. Внимание акцентировано на специфичных для прозы 1900‒1910-х гг. особенностях показа внутреннего мира человека, в частности на модернистской трансформации пространства, диссоциации персонажа, автономности сознания. Проанализированы экспрессивные детали состояния героя накануне, во время и после несостоявшегося суицида. Суммирован ряд психологических приемов, использованных Грином для создания образа человека, оказавшегося в чрезвычайных обстоятельствах: мотивация алогичных действий, взаимосвязь и последовательность душевных импульсов, отражение мыслей в рефлексии, конфликт желания и рассудка, введение в повествование воображаемой реальности, разрушение эффекта таинственности. Соотнесены два типа сознания: адекватное и патологическое. Сделан вывод о повышенной функциональности образа сознания в сюжете и композиции «Рассказа Бирка». Отмечена предложенная Грином полемичность вопроса о степени достоверности и вымышленности событий. Высказано предположение об их психиатрической основе — изображении Грином такого недуга, как двойная ориентировка, что позволяет сделать вывод о квазифантастичности повествования.

Ключевые слова: двойник, деперсонализация, дереализация, диссоциация, психологизм, психопоэтика, самоанализ, сознание.

 

Литература

1. Иезуитов А.Н. Проблемы психологизма в литературе // Проблемы психологизма в советской литературе. Л.: Наука, 1970. 397 с.

2. Зайцева И.А. Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006.

3. Колобаева Л.А. «Никакой психологии», или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 5–20.

4. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1976. 448 с.

5. Вержбицкий Н.К. Светлая душа // Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками / сост. В. Ковский. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького; Феодосия: Изд. дом «Коктебель», 2012. С. 230–256.

6. Ковский В.Е. Блистающий мир Александра Грина // Литература после «оттепели»: процессы развития, история, критика / В.Е. Ковский. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького, 2012. С. 233–288.

7. Грин А.С. Собр. соч.: в 5 т. / сост., вступ. ст. В. Ковского; примеч. А. Ревякиной. М.: Художественная литература, 1991. Т. 2. 655 с.

8. Грин А.С. Собр. соч.: в 5 т. / сост., вступ. ст. В. Ковского; примеч. А. Ревякиной. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1. 703 с.

9. Кант И. Критика чистого разума // Слово о сущем. СПб.: Наука, 2008. 662 с.