Корзина пуста.
Войти

Fundamentals and dominants of poetics by N.S. Leskov

О.В. Евдокимова, Е.П. Самойлова
$2.50

УДК 821.161.1

https://doi.org/10.20339/PhS.5-21.073     

 

Евдокимова Ольга Владимировна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры русской литературы

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

e-mail: odnodum8@mail.ru

 

Самойлова Елена Павловна,

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры русского языка

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

e-mail: aleandr2000@gmail.com

 

В работе сформулированы (с опорой на определенную исследовательскую традицию) формотворческие основы и доминанты мнемонической поэтики Н.С. Лескова. Отмечено, что в рамках взаимодействия слова и изображения, соответствия словесного и визуальногоактуально исследование природы образа у Лескова — интенционально иконописного, диалектикиклассического и искусствоведческого экфрасиса (установлено, что картина доминирует в жанре романа, икона — в малых жанрах). Диалог как конструктивный принцип в прозе Лескова наследует способы и приемы философствования, восходящие к опытам самосознания Сократа (469–399 гг. до н.э.) и Г.С. Сковороды (1722–1794). Эти особенности текста, в свою очередь, определяют функции слова, проблематизирующего конкретные нравственные понятия и подвигающего читателя к собственному этическому выбору. Художественный прием у Лескова одновременно обращен к преданию и является новаторским. Текст русского классического писателя всегда располагается на границе архаики и модерна. Эту особенность прозы Лескова с очевидностью демонстрирует творческая история литературно-художественной игры «Блоха» (1924–1931), текстом-источником которой является сказ «Левша» (1881). Все названные доминанты поэтики объединены тем, что память, опыт, предание лежат в основе эстетической системы русского писателя-классика. Определены направления, требующие

дальнейшей разработки, которые позволят говорить о своеобразии эстетики писателя.

Ключевые слова: Лесков, доминанты мнемонической поэтики, образ, классический и искусствоведческий экфрасис, сократический диалог, эстетика.

 

Литература

  1. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // О литературе: работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. М.: Советский писатель, 1987. С. 409–424.
  2. Беньямин В. Рассказчик. Размышления о творчестве Николая Лескова // Маски времени: эссе о культуре и литературе / В. Беньямин. СПб.: Symposium, 2004. С. 383–418.
  3. Петрова А.Л. Традиция сократического диалога в творчестве Н.С. Лескова («Бесстыдник») // Рассказ Н.С. Лескова «Бесстыдник»: кол. моногр. СПб.: Свое издательство, 2011. С. 103–173.
  4. Буткевич А.А. Позднеантичная традиция в повести Н.С. Лескова «Гора» (1897): к проблеме экфрасиса // Лесковский сборник — 2011. Орловский текст русской словесности: сб. ст. Орел, 2011. С. 137–141.
  5. Самойлова Е.П. Изобразительный потенциал «искаженных слов»: «Левша» Лескова — «Блоха» Замятина — Кустодиева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 44–48.
  6. Буткевич А.А. Слово и изображение в творчестве Н.С. Лескова: поэтика «обстановочной» повести : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 21 с.
  7. Евдокимова О.В., Сухов Н.Н. Икона vs зрелища: Тертуллиан и русская классическая литература («На краю света» Н.С. Лескова) // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2018. № 25. С. 168–178.
  8. Голубинская Ю.А., Евдокимова О.В. «Умозрение в красках»: икона в творчестве Н.С. Лескова и в трудах русских религиозных философов конца XIX — начала XX в. (Е.Н. Трубецкой) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 164–168.
  9. Успенский Л.А. Техника иконописания // Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл иконы / пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской. М.: Эксмо: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. С. 87–96.
  10. Лесков Н.С. Письмо В.М. Лаврову от 6 августа 1885 г. // Собр. соч.: в 11 т. М., 1958. Т. 11. С. 435–436.
  11. Слово и изображение в русской классической литературе: кол. монография / ред. О.В. Евдокимова. СПб.: Свое издательство, 2015. 241 с.
  12. Лесков Н.С. Обойденные // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1998. Т. 5. С. 50–317.
  13. Жуковский В.А. Подробный отчет о луне. Послание к Государыне Императрице Марии Федоровне // Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М., 2000. Т. 2. С. 194203.
  14. Петрова А.Л. Сократический диалог в интерпретации Н.С. Лескова // Историческая поэтика и пути изучения и преподавания русской словесности: исследования и материалы. СПб., 2009. С. 91–104.
  15. Петрова А.Л. Поэтика Н.С. Лескова в сопоставлениях с философским диалогом Г.С. Сковороды // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 1, т. 1. С. 87–90.
  16. Самойлова Е.П. Игра как форма и процесс: «Блоха» (от Н.С. Лескова к Е.И. Замятину) // Литература и театр. Вопросы историко-типологического изучения: материалы Всероссийской науч. конф. СПб., 2019. С. 180–185.
  17. Лесков Н.С. Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) // Собр. соч.: в 11 т. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1958. Т. 7. С. 26–59.
  18. Замятин Е.И. Блоха: игра в 4 д. Л.: Мысль, 1926. 94 с.
  19. Замятин Е.И. Житие Блохи. Л.: Книгоиздательство писателей в Ленинграде, 1929. 37 с.
  20. Блоха: игра в 4 д. Евг. Замятина. Л.: Academia, 1927. 96 с.
  21. Шапорин Ю.А. Блоха: сюита. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1935. 100 с.
  22. Замятин Е.И. Встречи с Б.М. Кустодиевым // Собр. соч.: в 5 т. М., 2004. Т. 3: Лица. С. 43–54.
  23. Авлов Г.А. Блоха (БДТ) // Жизнь искусства. 1926. № 49. С. 12–14.
  24. Падво М.Б. «Блоха» в мелкоскопе // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 12.
  25. Мазинг Б.В. Эстетная игрушка? // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 13.
  26. К. I. Подделка под балаган // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 13.
  27. Федоров, Петерман, Кучмистая. Рабкоры о «Блохе» // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 14.