УДК 821.161.1
https://doi.org/10.20339/PhS.5-21.073
Евдокимова Ольга Владимировна,
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской литературы
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
e-mail: odnodum8@mail.ru
Самойлова Елена Павловна,
кандидат филологических наук,
старший преподаватель кафедры русского языка
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
e-mail: aleandr2000@gmail.com
В работе сформулированы (с опорой на определенную исследовательскую традицию) формотворческие основы и доминанты мнемонической поэтики Н.С. Лескова. Отмечено, что в рамках взаимодействия слова и изображения, соответствия словесного и визуальногоактуально исследование природы образа у Лескова — интенционально иконописного, диалектикиклассического и искусствоведческого экфрасиса (установлено, что картина доминирует в жанре романа, икона — в малых жанрах). Диалог как конструктивный принцип в прозе Лескова наследует способы и приемы философствования, восходящие к опытам самосознания Сократа (469–399 гг. до н.э.) и Г.С. Сковороды (1722–1794). Эти особенности текста, в свою очередь, определяют функции слова, проблематизирующего конкретные нравственные понятия и подвигающего читателя к собственному этическому выбору. Художественный прием у Лескова одновременно обращен к преданию и является новаторским. Текст русского классического писателя всегда располагается на границе архаики и модерна. Эту особенность прозы Лескова с очевидностью демонстрирует творческая история литературно-художественной игры «Блоха» (1924–1931), текстом-источником которой является сказ «Левша» (1881). Все названные доминанты поэтики объединены тем, что память, опыт, предание лежат в основе эстетической системы русского писателя-классика. Определены направления, требующие
дальнейшей разработки, которые позволят говорить о своеобразии эстетики писателя.
Ключевые слова: Лесков, доминанты мнемонической поэтики, образ, классический и искусствоведческий экфрасис, сократический диалог, эстетика.
Литература
- Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // О литературе: работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. М.: Советский писатель, 1987. С. 409–424.
- Беньямин В. Рассказчик. Размышления о творчестве Николая Лескова // Маски времени: эссе о культуре и литературе / В. Беньямин. СПб.: Symposium, 2004. С. 383–418.
- Петрова А.Л. Традиция сократического диалога в творчестве Н.С. Лескова («Бесстыдник») // Рассказ Н.С. Лескова «Бесстыдник»: кол. моногр. СПб.: Свое издательство, 2011. С. 103–173.
- Буткевич А.А. Позднеантичная традиция в повести Н.С. Лескова «Гора» (1897): к проблеме экфрасиса // Лесковский сборник — 2011. Орловский текст русской словесности: сб. ст. Орел, 2011. С. 137–141.
- Самойлова Е.П. Изобразительный потенциал «искаженных слов»: «Левша» Лескова — «Блоха» Замятина — Кустодиева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 44–48.
- Буткевич А.А. Слово и изображение в творчестве Н.С. Лескова: поэтика «обстановочной» повести : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 21 с.
- Евдокимова О.В., Сухов Н.Н. Икона vs зрелища: Тертуллиан и русская классическая литература («На краю света» Н.С. Лескова) // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2018. № 25. С. 168–178.
- Голубинская Ю.А., Евдокимова О.В. «Умозрение в красках»: икона в творчестве Н.С. Лескова и в трудах русских религиозных философов конца XIX — начала XX в. (Е.Н. Трубецкой) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 164–168.
- Успенский Л.А. Техника иконописания // Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл иконы / пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской. М.: Эксмо: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. С. 87–96.
- Лесков Н.С. Письмо В.М. Лаврову от 6 августа 1885 г. // Собр. соч.: в 11 т. М., 1958. Т. 11. С. 435–436.
- Слово и изображение в русской классической литературе: кол. монография / ред. О.В. Евдокимова. СПб.: Свое издательство, 2015. 241 с.
- Лесков Н.С. Обойденные // Полн. собр. соч.: в 30 т. М., 1998. Т. 5. С. 50–317.
- Жуковский В.А. Подробный отчет о луне. Послание к Государыне Императрице Марии Федоровне // Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М., 2000. Т. 2. С. 194–203.
- Петрова А.Л. Сократический диалог в интерпретации Н.С. Лескова // Историческая поэтика и пути изучения и преподавания русской словесности: исследования и материалы. СПб., 2009. С. 91–104.
- Петрова А.Л. Поэтика Н.С. Лескова в сопоставлениях с философским диалогом Г.С. Сковороды // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 1, т. 1. С. 87–90.
- Самойлова Е.П. Игра как форма и процесс: «Блоха» (от Н.С. Лескова к Е.И. Замятину) // Литература и театр. Вопросы историко-типологического изучения: материалы Всероссийской науч. конф. СПб., 2019. С. 180–185.
- Лесков Н.С. Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) // Собр. соч.: в 11 т. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1958. Т. 7. С. 26–59.
- Замятин Е.И. Блоха: игра в 4 д. Л.: Мысль, 1926. 94 с.
- Замятин Е.И. Житие Блохи. Л.: Книгоиздательство писателей в Ленинграде, 1929. 37 с.
- Блоха: игра в 4 д. Евг. Замятина. Л.: Academia, 1927. 96 с.
- Шапорин Ю.А. Блоха: сюита. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1935. 100 с.
- Замятин Е.И. Встречи с Б.М. Кустодиевым // Собр. соч.: в 5 т. М., 2004. Т. 3: Лица. С. 43–54.
- Авлов Г.А. Блоха (БДТ) // Жизнь искусства. 1926. № 49. С. 12–14.
- Падво М.Б. «Блоха» в мелкоскопе // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 12.
- Мазинг Б.В. Эстетная игрушка? // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 13.
- К. I. Подделка под балаган // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 13.
- Федоров, Петерман, Кучмистая. Рабкоры о «Блохе» // Рабочий и театр. 1926. № 49. С. 14.