Корзина пуста.
Войти

Mental space of Russia in the media dimension

Н.С. Цветова
$2.50

УДК 811.161.1`3

https://doi.org/10.20339/PhS.5-21.003       

 

Цветова Наталья Сергеевна,

доктор филологических наук, профессор

кафедры медиалингвистики

Института высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

Санкт-Петербургский государственный университет

e-mail: cvetova@mail.ru 

 

Представлены результаты исследования концептосферы медийного пространства на примере концепта «семья». Высокий коммуникативный статус данного концепта определяется особым влиянием семьи как социального института на ментальное пространство России, значительностью концепта для актуализации ключевых когнитивных национальных стереотипов, его аксиологическим содержанием. Аналитический алгоритм обусловлен логикой анализа смысловой структуры концептов и следованием необходимому в данном случае хронологическому принципу подачи эмпирического материала, предполагает опору на интерпретационный метод исследования. Сделан вывод о том, что в современных массмедиа традиционная смысловая структура концепта «семья» встречает серьезное оппонирование и подвергается переосмыслению при переформатировании оценочной периферии ассоциативного поля концепта, образного компонента его смысловой структуры. Зафиксированные кризисные изменения, презентованные со всей очевидностью в медийном дискурсе, связаны с деактуализацией ключевых аксиологических смыслов традиционной культуры, сохранявшей на протяжении многих столетий представление об идеальных семейных отношениях как строго репертуарных. Очевидная конфликтность ассоциативной зоны концептуальной периферии свидетельствует не столько об интенсивности модернизационных тенденций, сколько об изощренности их проявления. Конфликтная зона нуждается в исследовании, т.к. может спровоцировать серьезный кризис коллективной идентичности.

Ключевые слова: концепт, семья, ассоциация, аксиология, модернизация, конфликтность.

 

Литература

1. Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. 352 с.

2. Тихон (Шевкунов; архимандрит). С Божьей помощью возможно все! О вере и Отечестве. М.: Книжный мир, 2015. 416 с.

3. Белов В.И. Все впереди. М.: Советский писатель, 1987. 240 с.

4. Воркачев С.Г. Постулаты лингвоконцептологии // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. С. 10–13.

5. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. М.: РусПартнер, 1994. 252 с.

6. Глузман С.А. Ментальное пространство России. СПб., 2010.

7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М.: ГИИНС, 1955. 683 с.

8. Кабакова Г.И. Семья // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М., 2004. С. 613.

9. Карасик В.И. Языковая матрица культуры. М.: Гнозис, 2013. 320 с.

10. Колесов В.В., Пименов М.В. Языковые основы русской ментальности. М.: Флинта: Наука, 2016.133 с.

11. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (ХI–ХIХ вв.). СПб: Изд-во Фроловой Т.В., 1999. 394 с.

12. Непомнящий В. Просто проза // Литературная газета. 2006. 17–23 мая. С. 8.

13. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. М.: ГИХЛ, 1957. 991 с.

14. Ткачев А. (протоиерей). О мире и человеке: сборник статей. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. 704 с.

15. Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. 480 с.

16. Свитич Л.Г., Шведова Т.И. Журналистика в цивилизационных парадигмах (на примере освещения семейных ценностей в женских глянцевых журналах) // Век информации. 2020. № 2. С. 17–30.

17. Седов К.Ф. М.М. Бахтин — знамя отечественной антрополингвистики // Бахтин М.М. Антрополингвистика: избранные труды. М.: Лабиринт, 2010. С. 3–6.

18. Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсивных смешений. М.: Языки славянской культуры, 2006. 223 с.

19. Современный толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2006. 960 с.

20. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. М.: Языки русской культуры. 1997. 824 с.

21. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков. Т. 4. М.: ГИИНС, 1940. 1499 с.

22. Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. С. 59–75.

23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. СПб.: Азбука, 1996. 831 с.

24. Цветова Н.С. Концепт «бизнес» в ментальном пространстве России: логика медиапрезентации // Проблемы когнитивного и функционального описания русского и болгарского языков. Вып. 14/1. Шумен: Изд-во «Епископ Константин Преславский», 2020. С. 71–84.