Корзина пуста.
Войти

On unfinishable work at the turn of the 19–20th centuries: a problem statement

Н.Н. Смирнова
$2.50

УДК 82:1

https://doi.org/10.20339/PhS.2-21.097  

 

Смирнова Наталья Николаевна,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Института мировой литературы им. А.МГорького РАН

e-mail: nnsmirnova@mail.ru

 

Главный предмет статьи — особенный статус неосуществленного, принципиально не завершаемого произведения в русской литературе конца XIX — первой трети XX в. В тот период особую значимость приобретают такие формы, как фрагмент, отрывок, набросок, символически представляющие собой части замысла, но не приводящие к полноте его осуществления. Замысел в этом случае подразумевает черты идеального произведения, которое или не может быть осуществлено, или должно быть осуществлено в далекой перспективе. Неосуществленное и незавершаемое произведение, таким образом, приобретает утопический характер, поскольку его осуществление связывается с неопределенным/идеальным будущим. Исследование таких замыслов позволит пролить свет на до сих пор остающийся на периферии анализа феномен неосуществленного произведения, его влияние на литературный процесс. Устные и письменные свидетельства о таком замысле, образующие единую ткань не созданного в полноте, но только намеченного, влияли на направление мысли эпохи, равно как и формы завершенных произведений. Непрямые формы реализации замысла, оставившие след в дневниках, записных книжках, заметках, фрагментарных формах, чрезвычайно значимы для понимания литературного процесса и интеллектуальной истории ХХ в. в целом.

Ключевые слова: теория литературы, незавершаемое и неосуществленное произведение, история филологии, литература конца XIX — первой трети XX в., русская литература, литературный процесс, интеллектуальная история.

 

Литература

1. Грякалова Н.Ю. Международный научный семинар «Статус незавершенного в литературной практике и культуре XX века», [15–17 мая 2006 г.; ИРЛИ, Центр современной литературы и книги] // Русская литература. 2007. №. 2. С. 220–226.

2. Курганов Е.Я. «Русский Мюнхгаузен». Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2017. 224 с.

3. Кржижановский С.Д. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Б.С.Г.-Пресс; СПб.: Симпозиум, 2010. 638 с.

4. Кржижановский С.Д. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. СПб.: Симпозиум, 2006. 848 с.

5. Генетическая критика во Франции: антология / отв. ред. А.Д. Михайлов, вступит. cт. и словарь Е.Е. Дмитриевой. М.: ОГИ, 1999. 288 с.

6. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М.: Радуга, 1995. 568 с.

7. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 746 (Фонд М.О. Гершензона).

8. Смирнова Н.Н. Неосуществленный роман и фрагментарные формы в творчестве М.О. Гершензона. Афоризмы «Солнце над мглою» (1922) // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). 2017. № 3. С. 74–79. DOI: 10.20339/PhS.3-17.074

9. Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929.