Корзина пуста.
Войти

On the throne and atop the Mausoleum: women and power in new Russian TV-series

И.Л. Савкина
$2.50

УДК 82-3:791

https://doi.org/10.20339/PhS.2-21.077   

 

Савкина Ирина Леонардовна,

доктор философии, кандидат филологических наук,

лектор отделения русского языка, культуры и перевода

Тамперского университета (Финляндия)

e-mail: irina.savkina@tuni.fi

 

 

Рассмотрены российские сериалы об императрице Екатерине II «Екатерина» (2014–2019) и «Великая» (2015) и о советской политической деятельнице Екатерине Фурцевой «Фурцева. Легенда о Екатерине» (2011) в контексте проблемы гендер и власть. Анализ сериалов о Екатерине II показывает, что их авторы пытаются решить противоречивую задачу: укрепить патриархальные стереотипы женственности в образе женщины-монарха и не разрушить при этом концепцию сильной имперской власти. Авторы обоих сериалов разделяют свою героиню на Екатерину-женщину, которой, к ее несчастью, пришлось пожертвовать своей женской и материнской сущностью, и Екатерину Великую — матушку-Россию, императрицу, защитницу-завоевательницу. В сериале о Екатерине Третьей, как называли Фурцеву, проблема женщина и власть решена более однозначно. Сериал демонстрирует, что женщина во власти неуместна: она обречена на маргинальность и вторые роли во власти и при этом закрывает себе путь к женскому счастью. При всем различии сериалов ни в одном из них не подвергается сомнению представление о маскулинной природе политической власти, в поле которой женщина может попасть только в качестве счастливого и/или досадного исключения.

Ключевые слова: массовая культура, исторические сериалы, гендер, Екатерина Великая, Екатерина Фурцева.

 

Литература

  1. Дашкова Е.Р. Записки княгини Е.Р. Дашковой. М.: Наука, 1990. 528 с.
  2. Джеймисон Ф. Реализм и утопия в сериале «Прослушка» // Логос. 2013. № 3 (93). С. 37–52.
  3. Екатерина II. Записки императрицы Екатерины II. М.: Книга: СП «Внешиберика», 1990. 288 с.
  4. Жижек С. Столкновение цивилизаций в отдельно взятой стране («Прослушка») // Логос. 2013. № 3 (93). С. 56–74.
  5. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–64.
  6. Коннелл Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 432 с.
  7. Кочергина Е. Участие женщин в политике // Левада-центр. 16.10.2017. URL: http://www.levada.ru/2017/10/16/uchastie-zhenshhin-v-politike-2 (23.06.2020).
  8. Кочкина Е., Кириченко М., Степанова Н. Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: ИСПГ-Алетейя, 2003. 991 c.
  9. Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // Логос. 2013. № 3 (93). С. 9–20.
  10. Мартынов К. Достоевский едет в Альбукерке. Уолтер Уайт и конец американского супергероя // Логос. 2013. № 3 (93). С. 84–97.
  11. Михеева Л. Реификация романтической любви и новые паттерны интимности в современном ситкоме (Как я встретил вашу маму) // Логос. 2013. № 3 (93). С. 98–117.
  12. Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2008. 246 с.
  13. Тарханова Е. Неперывный фейспалм. Отечественные сериалы о знаменитостях: «замочная скважина ТВ» // Искусство кино. 2015. № 1. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2015/12/nepreryvnyj-fejspalm-otechestvennye-serialy-o-znamenitykh-zamochnaya-skvazhina-tv (23.06.2020).
  14. Туровская М. Женщина и кино. О феминистской критике // Искусство кино. 1991. № 6. С. 131–137. URL: https://kinoart.ru/texts/zhenschina-i-kino-mayya-turovskaya-o-feministskoy-kritike (23.06.2020).
  15. Чикалова И. Гендерная проблематика в политических науках // Введение в гендерные исследования / ред. И. Жеребкина. Харьков; СПб.: ХГЦИ: Алетейя, 2001. Ч. 1. С. 80–106.
  16. Hoogenboom H. Preface // The Memoirs of Catherine the Great. NY: Modern Library, 2005.
  17. Hoogenboom H. Autobiographers as (generic) crossdressers: Catherine II, Dashkova and Durova // Russian women: myth and reality. NY: Columbia University, 2000.
  18. Efimova I. Russian television series. Recent Trends // KinoKultura. 2019. October. URL: http://www.kinokultura.com/2019/66-efimova.shtml (23.06.2020).