Корзина пуста.
Войти

Slavic fantasy yesterday and today

М.П. Абашева
$2.50

 

УДК 82-3

https://doi.org/10.20339/PhS.2-21.039

 

Абашева Марина Петровна,

доктор филологических наук, профессор кафедры культурологии

и социально-гуманитарных технологий,

кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Пермского государственного национального исследовательского университета

e-mail: m.abasheva@gmail.com

 

Статья посвящена изучению эволюции и трансформации жанра славянского фэнтези на российской почве от его зарождения в 1990-е гг. до сегодняшнего дня. Фэнтези на материале событий времен праславянского единства в России приобрели популярность и особое значение. Они решали для массового сознания компенсаторные задачи реидентификации: с развалом Советской империи постсоветский человек нуждался в позитивной идентичности, что проявилось в обращении к «великому прошлому», преимущественно в героических образах. Последовавшие историзация и контекстуализация жанра, его трансформация от волшебной сказки к квазиисторическому повествованию во многом были обусловлены влиянием идеологий, распространяемых фолк-хистори. В 2000-е гг. в славянских фэнтези работают механизмы рутинизации, сериализации, редукции и конвергенции. В 2010-х славянские фэнтези продолжают быть частью национального мифа, обретают новые жанровые формы: фильм, компьютерная игра и др. Однако новые образцы жанра (в частности, роман Андрея Рубанова «Финист — ясный сокол», 2019) транслируют ностальгические настроения в духе эстетической ретроутопии. Если на рубеже 1990–2000-х гг. славянские фэнтези сближались с историко-приключенческим романом, теперь показательно их сближение со сказкой.

Ключевые слова: массовая литература, славянские фэнтези, национальная идентичность, ретроутопия, Андрей Рубанов.

 

Литература

1. Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 816 с.

2. Дубин Б.В. Запад, Россия, особый путь: символика «другого» в политической мифологии современной России // Мониторинг общественного мнения. 2000. № 6 (50). С. 1–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapad-granitsa-osobyy-put-simvolika-drugogo-v-politicheskoy-mifologii-sovremennoy-rossii/viewer (26.06.2020).

3. Абашева М.П. Жанр фэнтези на российской почве // Метаморфозы жанра в современной литературе: сб. науч. тр. / отв. ред. Соколова Е.В.; сост. Пахсарьян Н.Т., Ревякина А.А. М.: ИНИОН РАН, 2015. 270 с.

4. Бреева Т.Н., Хабибуллина Л.Ф. «Русский миф» в славянском фэнтези. М.: Флинта, 2016. 184 c.

5. Королев К. Поиски национальной идентичности в советской и постсоветской массовой культуре. Славянский метасюжет в отечественном культурном пространстве // Издательские решения. 2018. 630 с.

6. Бурдье П. Поле литературы // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; отв. ред. Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.

7. Проханов А. «Сейчас рождается пятая Империя…» / интервью М. Бударгину // Взгляд. 2012, 23 августа. URL: https://vz.ru/politics/2012/8/23/594683.html (26.06.2020).

8. Рубанов А. Труд писателя — думать: интервью 19.02.2019 // Радио Sputnic. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20190219/1551091344.html (26.06.2020).

9. Иванов В.В.Топоров В.Н. Соловей-разбойник // Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 350.

10. Рубанов А. Русской цивилизацией управляют женщины / интервью Дарье Ефремовой 01.02.2019 // Культура. Духовное пространство Евразии. URL: https://portal-kultura.ru/articles/person/231775-andrey-rubanov-russkoy-... (26.06.2020).

11. Рубанов А.В. Финист — ясный сокол: роман. М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. 567 c.

12. Бойм С. Будущее ностальгии // Неприкосновенный запас. 2013. № 89. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/89_nz_3_2013/article/10513/ (26.06.2020).

13. Бауман З. Ретротопия / науч. ред. О.А. Оберемко. М.: ВЦИОМ, 2010. 160 с.