Корзина пуста.
Войти

The plot structure in the Gothic text (the case of E.G. Swain’s “The Indian lampshade”)

М.А. Бурцева, А.А. Бурцев
$2.50

УДК 821.111-3

https://doi.org/10.20339/PhS.1-21.088      

 

Бурцева Марина Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры

восточных языков и страноведения

Института зарубежной филологии и регионоведения

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

e-mail: donnarosa36912@mail.ru

 

Бурцев Анатолий Алексеевич,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русской и зарубежной литературы

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

e-mail: Anatoly_burtsev44@mail.ru

 

Исследованы фабулы рассказа Э.Г. Суэйна «Индийский абажур» в соответствии с четырехфазной моделью сюжетного развития художественного текста. Последовательно выделяются четыре фазы. Фаза обособления, включающая в себя развернутую характеристику главного героя — священника Батчела — в соответствии с его ценностной ориентацией и образом жизни. Фаза партнерства — встречи священника с вечерним гостем и призраками, поочередно возникающими в зеркальном отражении, а также ситуация пробы нового жизненного поведения, которая оборачивается для героя чередой мистических испытаний. Фаза столкновения со смертью, включающая в себя зрелище смерти, обнаружение предметов, выступающих свидетельствами преступления со смертельным исходом, а также поведение священника в свете разгадки тайны преступления, весьма существенное для раскрытия образа главного героя и предваряющее финальную фазу преображения героя в новом жизненном качестве, которое происходит прежде всего в психологическом плане. Анализ произведения английского писателя Э.Г. Суэйна на основании классических сюжетных схем позволяет подтвердить тезис о том, что жанр готического рассказа возникает на основе уже освоенного материала и представляет собой «конденсацию больших форм», в данном случае готического романа.

Ключевые слова: фабула, сюжет, готическая проза, рассказ, фаза обособления, фаза партнерства, лиминальная фаза, фаза преображения, главный герой.

 

Литература

  1. Бурцев А.А. Английский рассказ, конец XIX — начало XX века: Проблемы типологии и поэтики. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. 366 с.
  2. Литературная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4685/Фабула (26.02.2020).
  3. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной: Intrada, 2008. 358 с.
  4. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 232 с.
  5. Суэйн Э.Г. Индийский абажур // Большое собрание мистических историй в одном томе. М.: Эксмо, 2015. С. 52–64.
  6. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: учеб. Пособие: в 2 т. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 512 с.
  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.
  8. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.
  9. Swain E.G. The Indian lamp shade. URL: http://www.gutenberg.org/files/44581/44581-h/44581-h.htm#VII (28.02.2020).