Корзина пуста.
Войти

Genre-communicative specificity of V.M. Shukshin’s works: compositional and syntactic aspect

И.А. Мартьянова
$2.50

УДК 81`42

https://doi.org/10.20339/PhS.1-21.058    

 

Мартьянова Ирина Анатольевна,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры русского языка

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

e-mail: irine.pismo@gmail.com

 

Рассмотрена специфика жанров в литературном творчестве В.М. Шукшина. Пронализированы закономерности сценарной трансформации его кинематографичной прозы. В центре жанровой системы Шукшина — повесть, оригинальная или вторичная, создаваемая, как правило, для семиотического перевода. Повести для театра и кино обнаруживают синкретизм этих видов искусства. Рассказы являлись текстами-первоосновами для сценариев-повестей. Особенностью сценарной трансформации рассказа в отличие от романа является увеличение его объема, что достигалось за счет как введения новых эпизодов, так и  изменения объемно-прагматического членения, композиционно-синтаксического фокусирования поля зрения воспринимающего и варьирования планов изображения. Трансформация романа, напротив, предполагала сокращение его объема за счет элиминации факультативных текстовых фрагментов и высказываний, использования разнообразной монтажной техники композиции. Работа Шукшина над сценарной самоинтерпретацией прозы осуществлялась не только на уровне макротекста, но и микрокомпозиции высказывания, была связана с изменением их пунктуационно-графической аранжировки, с выбором бессоюзной или союзной связи и средств ее выражения. Жанрово-коммуникативная специфика произведений Шукшина мотивирована его целеустановкой на их семиотический перевод для театра или кино, глубоким пониманием своеобразия киносценария как нового литературного рода.

Ключевые слова: жанр, киносценарий, проза, текст, трансформация, композиционно-синтаксическая организация.

 

Литература

1. Варламов А. Советская Атлантида. СПб.: Лимбус Пресс: «Издательство К. Тублина», 2014. 528 с.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы. Т. 2. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 688 с.

3. Шукшин В.М. Киноповести. URL: https://bookshake.net/r/kinopovesti-vasiliy-makarovich-shukshin (06.05.2020).

4. Аннинский Л.А. Лев Толстой и кинематограф. М.: Искусство, 1980. 288 с.

5. Шукшин В.М. От прозы к фильму // Кинопанорама: Советское кино сегодня. М.: Искусство, 1975. С. 252–277.

6. Шукшин В.М. Средства литературы и средства кино // Искусство кино. 1979. № 7. С. 106–113.

7. Шукшин В.М. Нравственность есть правда. М.: Советская Россия, 1979. 351 с.

8. Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб.: САГА, 2002. 240 с.

9. Шукшин В.М. Повести для театра и кино. URL: https://bookree.org/reader?file=1351107&pg=30 (21.05.2020).

10. Шукшин В.М. Рассказы. URL: https://librebook.me/polnoe _sobranie_rasskazov_v_odnom_tome (21.05.2020).

11. Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст: К типологии внутритекстовых отношений. М.: Наука, 1986. 199 с.

12. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 568 с.

13. Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю. URL: https://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/51289.htm (14.05.2020).