УДК 821.161.1-3
https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.110
Андреева Валерия Геннадьевна,
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник
Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН;
профессор кафедры отечественной филологии
Костромского государственного университета
e-mail: lanfra87@mail.ru
Рассмотрен феномен эпического романа — уникальное жанровое явления, возникшее в русской литературе XIX в. В то время как западноевропейский роман утратил общенациональную широту и глубину, русский роман смог сохранить эпическую доминанту, возродил многие признаки и характеристики древних эпопей на материале современной жизни. Основой для возрождения эпического романа на русской почве стали характер русского реализма, особое понимание отечественными писателями человека и его роли, а также религиозное сознание и соборность. Приведены рассуждения о значениях определения «эпический», понятия «эпичность», показана необходимость их сближения на основе раскрытия особенностей эпического романа. Проанализированы взгляды литературоведов XX в., считавших необходимым выделение подобной доминантной формы русского романа второй половины XIX в., но в силу идеологических и политических веяний не определивших важнейшие основы эпического романа. Намечена необходимость исследования тотальности художественного мира эпического романа, особой объективности русских писателей, которая позволила им выйти к глобальным и общечеловеческим проблемам. Феномен эпического романа во многом обусловлен прецедентной картиной мира, осознанным выбором персонажа между личным, эгоистическим и народным началами в пользу последнего.
Ключевые слова: эпический роман, эпичность, реализм, объективность, прецедентная картина мира, соборность, национальное своеобразие.
Литература
- Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. 302 с.
- Беляева И.А. Сюжет спасения в русском классическом романе // Филологические науки. НДВШ. 2016. № 6. С. 44–52.
- Андреева В.Г. О национальном своеобразии русского романа второй половины XIX века. Кострома: КГУ, 2016. 492 с.
- Гриффитс Ф.Т., Рабинович С.Дж. Третий Рим. Классический эпос и русский роман (от Гоголя до Пастернака) / пер с англ. Е.Г. Рабинович. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. 336 с.
- Лебедев Ю.В. Уроки классической русской литературы // «О слово русское, родное!» Страницы истории отечественной литературы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. С. 302–321.
- Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. 512 с.
- Тамарченко Н.Д. Эпика // Теория литературы. Т. III: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 219–244.
- Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М., 1928–1958.
- Урюпин И.С. Евразийский контекст мифологемы искушения землей в прозе Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, А.И. Солженицына // Эпическая традиция в русской литературе XX–XXI веков: материалы XXIII Шешуковских чтений. 2019. С. 85–95.
- Vogüé Eugène-Melchior Le roman russe. Paris: Librairie Plon, 1886. URL: http://bibliotheque-russe-et-slave.com/Livres/Vogue%20-%20Le%20Roman%20r...
- Головин К. Русский роман и русское общество. СПб.: Типография А.А. Пороховщикова, 1897. 472 с.
- Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.–Л.: АН СССР, 1963. 152 с.
- Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л.: Сов. писатель, 1967. 396 с.
- Кирпотин В.Я. Пафос будущего. М.: Сов. писатель, 1963. 379 с.
- Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1975. 376 с.
- Недзвецкий В.А. История русского романа XIX века: неклассические формы: курс лекций. М.: МГУ, 2011. 152 с.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.
- Вердеревская Н.А. Русский роман 40–60-х годов XIX века. Казань: Казанский университет, 1980. 136 с.
- Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. 256 с.
- Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. М.: МГУ, 2005. 272 с.
- Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.
- Лукач Г. Теория романа. Опыт историко-философского исследования форм большой эпики // Новое литературное обозрение. 1994. № 9. С. 19–78.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-012-00102).