https://doi.org/10.20339/PhS.4-20.100
Черняк Мария Александровна,
доктор филологических наук, профессор
кафедры русской литературы
Российского государственного педагогического университета
имени А.И. Герцена
e-mail: ma-cher@yandex.ru
Пешкова Ольга Алексеевна,
аспирант кафедры русской литературы
Российского государственного педагогического университета
имени А.И. Герцена
e-mail: polje4ka@inbox.lv
Рассмотрена проблема влияния цифровых технологий на современный литературный процесс, что обусловило появление новых тенденций в русской литературе. Цель настоящей статьи — выявление факторов, послуживших толчком для формированию нового типа сетевого произведения, а также анализ интерактивного произведения с точки зрения литературоведения. Известно, что современные технологии подразумевают новые возможности для современных авторов и читателей. На сегодняшний день можно говорить о формировании художественного произведения нового типа, создаваемого и реализуемого исключительно на цифровом носителе, имеющего несколько вариантов развития сюжета, которое рассмотрено на примере книги-игры Бориса Акунина «Сулажин». Акунинский роман является литературным произведением, созданным по всем канонам книги-игры, где художественный текст состоит из определенного количества вариативно читаемых фрагментов. «Сулажин» является экспериментальным проектом, не имеющим в настоящее время аналогов, сочетающим в себе черты сетевого романа и психологического теста. На основе представленного материала следует вывод, что современная литература в дальнейшем будет развиваться преимущественно в электронном направлении, ориентируясь на мобильные приложения и смартфоны. Возникновение нового формата сетевого интерактивного романа является подтверждением сказанного.
Ключевые слова: автор, интерактивная литература, книга-игра, писатель, сетевая литература, текст, читатель.
Литература
1. Эпштейн М. Будущее гуманитарных наук. Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века. М.: Группа компаний «РИПОЛ классик»/«Панглосс», 2019. 239 с.
2. Гейман Н. Умные люди читают художественную литературу. URL: https://lifedeeper.ru/post/3776-gejman-nil-umnye-ljudi-chitajut-hudozhes... (27.09.2019).
3. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75–83. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=753&Itemid=52 (27.09.2019).
4. Корнев С. Сетевая литература» и завершение постмодерна: Интернет как место обитания литературы // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 29–47. URL: https://www.netslova.ru/kornev/kornev.htm (27.09.2019).
5. Гулд А. Эстетика и педагогика электронной литературы (Обзор англоязычных исследований) // Новое литературное обозрение. 2012. № 115. С. 327. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/115/g37-pr.html (27.09.2019).
6. Басова М.В. Сетевая литература: проблема эстетической концептуализации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-3. С. 23–27.
7. Логинов Г. Книги-игры и интерактивные романы. URL: http://pisateli-za-dobro.com/knigi-igry-i-interaktivnye-romany.html (27.09.2019).
8. Курицын В. Сон о Сети // Сетевая словесность. 2001. URL: http://www.netslova.ru/teoriya/son.html (27.09.2019).
9. Акунин Б. Сулажин. Повесть // eBook Applications, 2016. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/1047805/Akunin_-_Sulazhin.html (27.09.2019).
10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. 240 с.
11. Венедиктова Т.Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 328 с.
12. Мищенко Т. Интервью с Б. Акуниным (Май 20, 2016). URL: https://itc.ua/articles/sulazhin-novaya-kniga-borisa-akunina-vyihodit-v-... (27.09.2019).
13. Книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями. URL: https://www.livelib.ru/work/1001607120/reviews-sulazhin-boris-akunin (27.09.2019).
14. Пол К. Цифровое искусство. М.: Ad Marginem, 2017. 272 с.