Корзина пуста.
Войти

“Songs and tears” in the story of A. Vesyoly “Outlaws”: the image of “simple revolution”

И.С. Урюпин
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.4-20.089

 

Урюпин Игорь Сергеевич,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русской литературы ХХ–ХХI веков Института филологии,

заместитель директора по научной работе Института филологии

Московского педагогического государственного университета

e-mail: isuryupin78@mail.ru

 

В широком историко-литературном контексте рассмотрен рассказ А. Весёлого «Вольница»,проанализированы его образная система, мотивная структура, жанровый потенциал. Опубликованный впервые в журнале «ЛЕФ» в 1924 г. рассказ «Вольница» годом позже вошел в третий номер сборника «Перевал», редактором которого вместе с А. Костериным и М. Светловым выступил А. Весёлый. Именно этот вариант стал основой главы «Пирующие победители» романа «Россия, кровью умытая». Установлено, что при незначительных текстовых расхождениях «лефовская» и «переваловская» редакции рассказа различаются расстановкой акцентов в мотивно-тематической партитуре произведения: в «Журнале Левого фронта искусств» рассказу предшествовал подзаголовок «Праздничек» и основное внимание сосредоточивалось на «праздничной» атмосфере революционной вакханалии, стихийно-оргиастической сущности революции в духе «левой» авангардной эстетики В.В. Маяковского; в «переваловской» версии рассказа при сохранении его орнаментальной формы особое значение отводилось «реалистическому» содержанию, раскрывалось народное понимание революции как воплощения извечной мечты о воле / вольнице, укорененной в национальном сознании со времен Степана Разина и Емельяна Пугачева, о бунтарстве русского народа, его чаяниях и отчаяниях, «радостях и скорбях», проявившихся в его «песнях и слезах».

Ключевые слова: А. Весёлый, «Вольница», русская революция, «Перевал», «ЛЕФ», архетип русского бунта, «Россия, кровью умытая», орнаментализм.

 

Литература

1. Бабель И.Э. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. Конармия. Статьи из «Красного кавалериста». Дневник 1920 года. Планы и наброски. М.: Время, 2006. 416 с.

2. Бабкина Е.С. Формирование жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка: уч. пособие. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2011. 171 c.

3. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 5. Стихотворения и поэмы (1917–1921). М.: Наука, 1999. 566 с.

4. Весёлая З.А. Из истории создания романа // Весёлый А. Россия, кровью умытая. М.: Правда, 1987. С. 436–445.

5. Весёлая Г.А. По бездорожью ХХ века. Семейные истории. М.: Минувшее, 2017. 648 с.

6. Весёлый А. Вольница // ЛЕФ. Журнал левого фронта искусств. 1924. № 1 (5). С. 36–47.

7. Весёлый А. Вольница // Перевал. Сборник № 3 / под ред. А. Весёлого, А. Костерина и М. Светлова. М. – Л.: Гос. изд-во, 1925. С. 188–202.

8. Горький М. Собр. соч.: в 18 т. Т. 11. Произведения 1924–1931. М.: ГИХЛ, 1962. 360 с.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. А – З. М.: ТЕРРА, 1995. 800 с.

10. Желтова Н.Ю. Проза первой половины ХХ века: поэтика русского национального характера. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 303 с.

11. Лежнев А. З. О литературе: статьи. М.: Сов. писатель, 1987. 432 с.

12. Лучинский Ю. В. Гражданская война на Кубани в рассказе Артема Веселого «Вольница» // Наследие веков. 2017. № 2. С. 41–50.

13. Малыгина Н.М. Андрей Платонов и литературная Москва: А.К. Воронский, А.М. Горький, Б.А. Пильняк, Б.Л. Пастернак, Артём Весёлый, С.Ф. Буданцев, В.С. Гроссман. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 592 с.

14. Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 2: 1917–1921. М.: ГИХЛ, 1956. 520 с.; Т. 13: Письма и другие материалы. М.: ГИХЛ, 1961. 628 с.

15. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. М.: Худож. лит., 1969. 736 с.

16. Некрасов Н.А. Избр. соч. М.: Худож. лит. 1987. 607 с.

17. Овчаренко А.Ю. Ровесники. Содружество писателей революции «Перевал» в историко-литературном процессе 1920–1930-х годов. М.: Экон-Информ, 2018. 322 с.

18. Пильняк Б.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Голый год: Роман; Повести; Рассказы. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. 448 с.

19. Скороспелова Е.Б. Еретики и ортодоксы. К проблеме противоборства и сосуществования двух художественных тенденций в русской прозе 1920–1950-х годов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. 231 с.