https://doi.org/10.20339/PhS.2-20.068
Фомин Андрей Юрьевич,
кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка, литературы и журналистики,
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
e-mail: Gracchus58@bk.ru
Проанализирован нравственно-этический аспект изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский», рассмотрены литературные истоки, лежащие в основе пушкинского этического идеала, и перспективы его дальнейшей художественной реализации (повесть «Капитанская дочка»).
С точки зрения автора работы нравственные качества Кирилы Петровича Троекурова обнаруживают парадоксальное тождество с нравственным обликом его крепостных крестьян, поскольку выражают не столько сословную, сколько народную этику. С другой стороны, отец и сын Дубровские значительно отделены в этом плане от народной массы. Таким образом, в «Дубровском» А.С. Пушкин следует этической программе Д.И. Фонвизина («Недоросль»): дворянин должен нравственно превосходить вверенный его попечению народ настолько, чтобы права первенствующего сословия получили бы нравственную санкцию. Этим объясняются, очевидно, и характерные черты романтической методологии в художественной структуре романа. Однако в «Капитанской дочке» А.С. Пушкин существенно изменяет свой подход: и дворяне, и простолюдины обнаруживают такие нравственные качества, которые объединяют героев произведения вне зависимости от их сословной принадлежности и социального статуса на основе высших общечеловеческих ценностей. Это позволяет также художественно непротиворечиво решить проблему национального характера и исключить рефлексы романтизма.
Ключевые слова: творчество А.С. Пушкина, роман «Дубровский», нравственно-этический идеал А.С. Пушкина, национальный характер в творчестве А.С. Пушкина, романтизм в творчестве А.С. Пушкина.
Литература
1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. Изд. 4-е. Л.: Наука, 1978. 576 с.
2. Кислина М.С. Усадебный быт в романе А.С. Пушкина «Дубровский» // Пушкинские чтения: материалы международной научной конференции. Л., 2014. С. 85-88.
3. Мартьянова С.А. Трапеза в системе образов романа А.С. Пушкина «Дубровский» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаческого. 2014. № 2. С. 228-232.
4. Цема П.С. Два пира: национально-культурная специфика застольных образов в романе А.С. Пушкина «Дубровский» // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 102-107.
5. Кислина М.С. «Старинный русский барин» Троекуров и «старинный дворянин» Андрей Дубровский в вариантах автографа романа Пушкина «Дубровский» // Известия Саратовского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2014. Т. 1. С. 43-47.
6. Жарова И.Ю. Пушкинские реминисценции в повести С.Т. Славутинского «История моего деда»: в 3 ч. Ч. 2 // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10. С. 29–32.
7. Литвинов А.В., Литвинова И.А. Литературно-художественное пространство кардиологии // Клиническая медицина. 2012. № 11. С. 68-74.
8. Смирнова Е.М. Медик в гуманитарном пространстве // Новый исторический вестник. 2014. № 3(41). С. 161-175.
9. URL: http://www.literaturus.ru/2016/10/kritika-roman-dubrovskij-pushkin-otzyvy-sovremennikov.html (дата обращения: 08.03.2019).
10. Шкловский В.Б. Дубровский // Заметки о прозе Пушкина. М.: Советский писатель, 1937. URL: https://lit.wikireading.ru/20251 (дата обращения: 08.03.2019).
11. Бунин И.А. Деревня // Бунин И.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1987. 671 с.
12. Фонвизин Д.И. Недоросль: комедия в пяти действиях. М., 1959. URL: https://royallib.com/book/fonvizin_denis/nedorosl.html (дата обращения: 08.03.2019).
13. Грибоедов А.С. Горе от ума // Грибоедов А.С. Избранное. М.: Художественная литература, 1978. 431 с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. 1338 с.