Корзина пуста.
Войти

Демонологические сюжеты и образы в художественном мире М. Горького

Н.Н. Примочкина
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.1-20.113

 

Примочкина Наталия Николаевна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник,

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: nprim47@yandex.ru

 

Рассмотрены эволюция и семантика демонологических сюжетов и образов в творчестве М. Горького, начиная с ранних «святочных» произведений и социально-политических памфлетов до послереволюционных рассказов и драматургических замыслов, выявлен их особый философский смысл, установлена их связь с мировой и русской литературной традицией, одновременно показано подлинное новаторство Горького-художника в освоении данной темы. Анализ произведений и творческих замыслов Горького о чёрте позволяет прийти к выводу о том, что писатель пытался в яркой художественной форме выразить свою философскую мысль о всеобщем несовершенстве жизни и населяющих Землю людей, причем чёрт как персонификация мирового зла зачастую играет в них роль персонажа, с помощью которого выявляются человеческие грехи и пороки.

Ключевые слова: М. Горький, творческая эволюция, демонологические сюжеты и образы, философский смысл.

 

Литература

1. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: в 25 т. М.: Наука, 1968–1976.

2. Примочкина Н.Н. Фантастические сюжеты и образы в святочных рассказах и сатирических фельетонах М. Горького // Максим Горький: взгляд из XXI века: материалы науч. конф. с междунар. участием, посвященной 150-летию со дня рождения А.М. Горького. Великий Новгород, 2018. С. 149–158.

3. Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890–1910-е гг. Антология. СПб.: РХГИ, 1997. С. 846.

4. Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997–2019.

5. Примочкина Н.Н. В поисках обновления (О рассказе Горького «Голубая жизнь») // Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения).  Горький и его эпоха: материалы и исследования. Вып. 3. М.: Наследие, 1995. С. 301–314.

6. Горький и советские писатели. Неизданная переписка // Литературное наследство. 1963. Т. 70. С. 330.

7. Примочкина Н.Н. Семантика образа чёрта в  творчестве М. Горького // Вестник Костромского гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 1. С. 19–24.

8. Семашкина М.А. М. Горький. «Фальшивая монета» (Творческая история пьесы) // Драматургия М. Горького в историко-функциональном аспекте. М. Горький: материалы и исследования. Вып. 13. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 103–121.

9. Горький М. Полн. собр. соч. Варианты к художественным произведениям. М.: Наука, 1976. Т. 4. С. 103.

10. Михайлова М.В. Символический код драматургии М. Горького (пьеса «Фальшивая монета») // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2018. № 3. С. 152–161.