Корзина пуста.
Войти

Antinomy pagan and christian in the novel B.A. Pilnyak “Naked Year”

Л.А. Трубина, И.С. Урюпин
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.6-19.096

 

Трубина Людмила Александровна,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой русской литературы ХХ–ХХI веков

Института филологии

Московский педагогический государственный университет

 

Урюпин Игорь Сергеевич,

доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ–ХХI веков Института филологии

Московский педагогический государственный университет

e-mail: isuryupin78@mail.ru

 

В широком историко-литературном и культурно-философском контексте исследована мотивная и образная структура романа Б.А. Пильняка «Голый год», показана онтологическая основа художественного мира писателя. Отмечено, что историософская концепция Б.А. Пильняка, отразившего в своем произведении антиномическую связь языческого и христианского начал в русском национальном характере, впервые в литературоведении соотносится с нравственно-этическими исканиями мыслителей русского религиозного Ренессанса (Н.А. Бердяева, В.В. Розанова и др.). Феномен русской революции, метафорически воплощенный художником в романе «Голый год», рассмотрен сквозь призму христианского и языческого мифосознания, определившего особое видение мира русского человека, его веру в социальную гармонию как бытийную константу. Диалектика языческого и христианского начал, ставшая «пульсом» русской истории, в романе Б.А. Пильняка «Голый год» проявляется в системе сюжетообразующих мотивов святости и греховности, истовой религиозности и безбожия, смирения и бунтарства, антиномичных по своей сути.

Ключевые слова: Б.А. Пильняк, «Голый год», антиномия, язычество, христианство, историософия, русский национальный характер, революция.

 

Литература

1. Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914–1922. М.: Астрель, 2007. 1179 с.

2. Кислова Л.С. Динамика художественной прозы Б. Пильняка: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 1997.

3. Кислова Л.С. Революция и культура: характер взаимодействия (Н. Бердяев, Б. Пильняк. Творческий диалог) // Русская литература и философская мысль XIX–XX вв. Тюмень, 1993. С. 102–112.

4. Пильняк Б.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1: Голый год: роман, повести, рассказы. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. 448 с.

5. Пильняк Б.А. Письма: в 2 т. Т. I: 1906–1922. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 568 с.

6. Ауэр А.П. «Перед лицом вечности…»: статьи о художественном мире Б.А. Пильняка. Коломна: КГПИ, 2009. 212 с.

7. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. С. 204–286.

8. Горький М. Две души // Максим Горький: Pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890–1910-е гг. Антология. СПб.: РХГА, 1997. С. 91–102.

9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Худ. лит., 1973. 816 с.

10. Лѣтопись Нестора со включенiемъ Поученiя Владимира Мономаха. СПб.: Типографiя Глазунова, 1903. 202 с.

11. Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1999. 44 с.

12. Трубина Л.А. К вопросу о природе антиномии Россия – Запад в историософской концепции Бориса Пильняка // Б.А. Пильняк. Исследования и материалы: межвуз. сб. научн. тр. Вып. 3–4. Коломна, 2001. С. 67–73.

13. Анищенко Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. № 8. С. 243–248.

14. Малыгина Н.М. Андрей Платонов и литературная Москва: А.К. Воронский, А.М. Горький, Б.А. Пильняк, Б.Л. Пастернак, Артем Веселый, С.Ф. Буданцев, В.С. Гроссман. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 592 с.

15. Анпилова Л.Н. Проза Бориса Пильняка 1920-х годов. Опыт русского экспрессионизма: монографический очерк.  Екатеринбург, 2008. 162 с.

16. Розанов В.В. Собр. соч. Апокалипсис нашего времени.  М.: Республика, 2000. 429 с.

17. Маслова А.Ю. «Повесть о Юлиании Лазаревской» в переложении Б.А. Пильняка («Праведница Юлиания») // Б.А. Пильняк. Исследования и материалы: межвуз. сб. научн. тр. Коломна: КПИ, 1991. С. 27–35.

18. Розанов В.В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. 476 с.

19. Гиппиус З.Н. Собр. соч. Т. 3: Алый меч: повести, рассказы, стихотворения.  М.: Русская книга, 2001. 576 с.

20. Комлик Н.Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец: ЕГПИ, 2000. 265 с.

21. Замятин Е.И. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1: Уездное. М.: Русская книга, 2003. 608 с.

22. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4: П (переправа через воду) — С (сито). М.: Международные отношения, 2009. 656 с.

23. Колосова В.Б. Полынь // Studia Ethnologica: труды факультета этнологии. СПб., 2004. Вып. 2. С. 14–32.

24. Книга былинъ. Сводъ избранныхъ образцовъ русской народной эпической поэзiи / сост. В.П. Авенарiусъ. М.: Изданiе книгопродавца А.Д. Ступина, 1902. 419 с.

25. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 672 с.

26. Воронов В. Отвергнутая правда: о литературе 20-х годов // Литература в школе. 1991. № 2. С. 25–33.

27. Пастернак Б.Л. Полн. соб. соч.: в 11 т. Т. 8: Письма 1927–1934.  М.: СЛОВО /SLOVO, 2005. 768 с.

28. Воронский А.К. Об альманахах «Круга» // Воронский А.К. Страда. М.: Антиква, 2004. С. 167–168.

29. Трубина Л.А. Александр Воронский и Борис Пильняк // Писатель и время: формы диалога: материалы ХV Шешуковских чтений. М.: МПГУ, 2010. С. 12–17.

30. Устрялов Н.В. Patriotica // Смена вех. Прага, 1921; Смоленск, 1922. С. 45–61.