https://doi.org/10.20339/PhS.6-19.020
Сергеева Елена Владимировна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
e-mail: elena.v.sergeeva@gmail.com
Рассмотрена проблема художественного дискурса как коммуникативно-эстетического феномена. Описаны специфические категории, которые характерны для художественного дискурса: лингвоцентричность, внепрагматичность, глубина, ирреальная модальность, субъектно-ориентированная нарративность, неузуальная образность. Лингвоцентричность художественного текста как его наиболее важное качество связана с тем, что словесное художественное произведение — языковой феномен, и для его восприятия и понимания чрезвычайно важны отбор и комбинации употребления языковых единиц автором. Под глубиной текста понимается наличие подтекста. Внепрагматичность заключается в установке на изменение духовной сферы адресата вследствие правильного понимания художественной картины мира автора при второстепенности прагматической информации. Ирреальная модальность — представление действия в произведении как сугубо авторского художественного мира, открываемого читателю и создаваемого для него. Субъектно-ориентированная нарративность — построение повествования, которое может включать в себя демонстративную собственно авторскую наррацию. Индивидуальная образность — ориентация на эстетическое воспроизведение, переосмысление и пересоздание реальности, воплощающаяся в авторских символах, метафорах, эпитетах и сравнениях, а также их совокупностях. В работе показано, что категории неузуальной образности и лингвоцентричности наиболее значимы для художественного дискурса.
Ключевые слова: дискурс, художественный дискурс, категория дискурса, внепрагматичность, глубина, ирреальная модальность, субъектно-ориентированная нарративность, неузуальная образность.
Литература
1. Гафарова А.С. Художественный текст vs художественный дискурс. URL: http://rgf.tversu.ru/node/486 (дата обращения: 25.11.2017).
2. Маслова В.А. Поэтический текст. Новые подходы и решения. М.: Флинта: Наука, 2016. 320 с.
3. Миллер Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. СПб., 2003. 156 с.
4. Олизько Н.С. Художественный дискурс как полилог автора, читателя и текста. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-diskurs-kak-polilog-avtora-chitatelya-i-teksta (дата обращения: 13.03.2019).
5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. URL: https://studfiles.net/preview/5593647/page:8/ (дата обращения: 25.04.2019).
6. Комарова Л.И. Основные категории художественного текста как феномена культуры. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15117773_49461190.pdf (дата обращения: 25.01.2019).
7. Беляева Н.И. Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация: дис. ... канд. филол. наук. URL: http://www.dslib.net/russkij-jazyk/soderzhatelnye-kategorii-hudozhestvennogo-teksta-i-ih-jazykovaja-jeksplikacija.html (дата обращения: 25.04.2019).
8. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. URL: http://lib4all.ru/base/B3571/B3571Part10-40.php# (дата обращения: 25.04.2019).
9. Фарино Е. Введение в литературоведение. URL: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Farino_E._Vvedenie_v_literaturovedenie._2004.pdf (дата обращения: 13.03.2019).