Корзина пуста.
Войти

Сюжет о загнанной лошади в интерпретации Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского

Т.И. Печерская
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.069

 

Печерская Татьяна Ивановна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры

русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики

обучения литературе

Новосибирский государственный педагогический университет

е-mail: ptatiana9@gmail.com

 

Рассмотрены семантика и структура сюжета о загнанной лошади в цикле Н.А. Некрасова «О погоде» («До сумерек», 1859) и романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). На основе сопоставления с признанным первоисточником сюжета — стихотворением В. Гюго «Меланхолия» (сборник «Созерцания», 1856) — прослеживаются способы варьирования образов и сюжетных решений, что позволяет увидеть своеобразие  художественных задач в каждом из указанных произведений. Основное внимание уделено рассмотрению сюжета о загнанной лошади в первом сне Раскольникова. Особый интерес представляет сновидческая специфика организации сюжета: одновременное структурное наложение базовых элементов-маркеров сюжета — издевательство над жертвой, осмеяние, непосильность ноши, избиение, убийство — в разных смысловых и стилевых проекциях: социальной (реалистической), карнавальной (абсурдистской), евангельской (символической). Сделаны  выводы о том, что о стихотворении Гюго можно говорить как об исходном материале, важном для разработки конструктивной части сюжета о загнанной лошади. Некрасовский сюжет, который, на первый взгляд, использован минимально в структурном отношении, оказывается гораздо более значимым в смысловом плане. Достоевский в своем сюжете удерживает эмоциональное восприятие происходящего одновременно и в ракурсе безобразной уличной сцены,  и в ракурсе сюжета Голгофы. Семантически важно и то, что происходит обыденно, привычно и постоянно, — жестокость и несправедливость  в человеческом мире (это только усиливает драматизм безысходности  происходящего), и то, что происходит «в вечности», — прообраз пути Голгофы, страдания и искупления (вектор личного выбора пути спасения для героя).

Ключевые слова: сюжет о загнанной лошади, цикл Некрасова «О погоде», роман Достоевского «Преступление и наказание», Гюго «Меланхолия», сюжет Голгофы, стилевое решение сюжета.

 

Литература

1. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: в 15 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. Т. 2.

2. Серман И.З. Некрасов и Виктор Гюго // Русско-европейские литературные связи: сб. ст. к 70-летию со дня рождения акад. М.П. Алексеева / ред. коллегия: П.Н. Берков и др. М. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1966. С. 128–135.

3. Лапшин И. Эстетика Достоевского // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы / под ред. А.С. Долинина. Петроград: Мысль, 1922. С. 93–152.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972–1990.

5. Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1971.