https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.062
Цзоу Лувэй,
аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и
современного литературного процесса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
e-mail: luvej.czzou@mail.ru
Михайлова Мария Викторовна,
доктор филологических наук, профессор кафедры истории
новейшей русской литературы и современного литературного процесса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: mary1701@mail.ru
Предложено осмысление изображения Ф.И. Тютчевым и А.А. Ахматовой любовного «рокового поединка». Понимание любви как «поединка рокового» стало тютчевским открытием, которое во многом унаследовала Ахматова. Кроме того, Ахматова восприняла у Тютчева глубину в передаче любовных переживаний, взгляд участника «поединка» на происходящее «со стороны», сценичность действия. Однако анализ лирических стихотворений обоих поэтов выявил и различия в изображении любовного поединка. Особенно разнятся роли женщин в любовном столкновении. У Тютчева «поединок» всегда оказывается для женщины «роковым», носителем губительного начала выступает мужчина. А женщина, любя и страдая, неспособна найти другого выхода, кроме как самопожертвование и гибель. В ахматовском «поединке» губительницей может выступать и женщина, современная, умеющая преодолеть любовные неудачи и продолжать жить. Ахматовская героиня уже не погибает, а переживает случившееся как определенный жизненный этап и учится находить радость в творчестве. Поэтому любовный «поединок» у Ахматовой уже нельзя назвать «роковым». Более того, женщина из этого поединка может выйти и победительницей и находит в себе силы достаточно жестоко мстить мужчине, чего ни в коем случае не сделает тютчевская героиня, поглощенная любовью и считающая мужчину своим кумиром. Для доказательства этих положений использованы принципы сравнительно-сопоставительного, исторического и герменевтического методов литературоведения, а также гендерный подход к анализу текста, позволяющий раскрыть социально-культурную роль мужчины и женщины в XIX и начале XX вв.
Ключевые слова: Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова, тема любви, «поединок роковой», жизненная позиция, взгляд «наблюдателя», сценичность действия, женский голос, лирическая героиня как женщина нового времени.
Литература
1. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. 409 с.
2. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений, письма: в 6 т. М., 2003. Т. 1–2. 640 с.
3. Чагин Г.В. Женщины в жизни и поэзии Ф.И. Тютчева. СПб., 1996. 192 с.
4. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 1978. 176 с.
5. Лукницкий П.Н. Из дневника и писем // Воспоминание об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных. М., 1991. С. 142–178.
6. Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Анна Ахматова: pro et contra / сост. С.А. Коваленко. СПб., 2001. Т. 1. С. 117–137.
7. Дубовскова Е.Н. Лирика Ф.И. Тютчева: поэтика философского диалога: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010.
8. Адамович Г.В. Анна Ахматова // Анна Ахматова: pro et contra / cост. С.А. Коваленко. СПб., 2001. Т. 1. С. 724–729.
9. Брюсов В.Я. Сегодняшний день русской поэзии // Русская мысль. 1912. № 7. С. 17–18.
10. Ахматова А.А. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1998. Т. 1. 968 с.
11. Гиппиус В.В. Ф.И. Тютчев // От А.С. Пушкина до А.А. Блока. М. – Л., 1966. С. 201–224.
12. Гачев Г.Д. Русский эрос // Опыты: литературно-философский сборник. М., 1990. С. 201–246.
13. Перцов В.О. Читая Ахматову // Анна Ахматова: pro et contra / сост. С.А. Коваленко. СПб., 2001. Т. 1. С. 730–732.