https://doi.org/10.20339/PhS.1-19.103
Кривонос Владислав Шаевич,
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы филологического факультета
Самарский государственный социально-педагогический университет
e-mail: vkrivonos@gmail.com
В статье рассматриваются особенности онтологии пространства в «Раковом корпусе» А.И. Солженицына. Автор изучает личные миры персонажей, жизненные миры врачей и пациентов, обыденные миры больницы и лагеря, экзистенциально значимые миры жизни и смерти, сочетание которых организует пространство повести. Особое внимание уделяется формам и знаковым функциям границы, которая связывает разные миры и играет в повести важную роль. Автор стремится выявить существенные для онтологии пространства символические смыслы и значения. Задача, которая поставлена в статье, определила ее композиционную логику. Сначала рассматривается роль порога как формы пространства и его онтологическая символика. Далее автор анализирует сон персонажа, в котором происходит символический переход в «тот мир», где он встречается с умершими. Затем показана роль встречи персонажа с книгой, изменяющей его понимание жизни и смерти. Далее изучается проблема взаимопонимания персонажей, которых разделяют границы имеющегося у них жизненного опыта. В заключение рассматриваются изображенные в повести отношения врачей и пациентов ракового корпуса и специфика разделяющей и соединяющей их границы.
Ключевые слова: Солженицын, мир, пространство, граница, онтология.
Литература
1. Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М.: ИНИОН РАН, 1998.
2. Солженицын А.И. Собр. соч.: в 30 т. Т. 3. М.: Время, 2012.
3. Рымарь Н. Поэтика границы в литературе. Siedlce: Wydawnictwo IKR[i]BL, 2016.
4. Тэрнер В. Символ и ритуал / пер. с англ. М.: Наука, 1983.
5. Плотникова А.А. Порог // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 4. М.: Международные отношения, 2009. С. 173–178.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
7. Федунина О.В. Поэтика сна. М.: Intrada, 2013.
8. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М.: Индрик, 1994.
9. Седакова О. Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка» // Между двумя юбилеями (1998–2003): писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. М.: Русский путь, 2005. С. 322–331.
10. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. С. 134–164.
11. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 25. М.: ГИХЛ, 1937.
12. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви: Тексты и комментарии / пер. с фр. М.: Путь, 1994.
13. Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. London: Overseas Publications Interchange Ltd., 1974.
14. Колобаева Л.А. «Река, впадающая в пески»? Художественные прогнозы Александра Солженицына («Раковый корпус») // Солженицынские тетради: материалы и исследования. Вып. 1. М.: Русский путь, 2012. С. 147–166.
15. Клеман О. Солженицын, или Возрождение совести / пер. с фр. // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974–2008. М.: Русский путь, 2010. С. 146–168.
16. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / пер. с фр. М.: Прогресс –Прогресс-Академия, 1992.
17. Лехциер В.Л. Субъективные смыслы болезни: основные методологические различия и подходы к исследованию // Социологический журнал. 2009. №. 4. С. 22–40.
18. Седакова О.А. Апология разума. М.: МГИУ, 2009.