Корзина пуста.
Войти

Realization of the motive of madness through the image of home in Andreyev’s works

И.А. Назаров
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.1-19.067

 

Назаров Иван Александрович,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Научный отдел в ГБУК г. Москвы «Музей М.А. Булгакова»

e-mail: nazarov.postbox@gmail.com

 

В статье рассматривается традиционный для русской литературы и культуры феномен дома в контексте темы безумия в произведениях Л.Н. Андреева. Указанная тема представлена в творчестве писателя в рамках философской проблемы взаимосвязи природы человека и социальных катаклизмов — дом, утрачивающий свои функции в атмосфере революционного настроения, оказывается частью массового помешательства. Дом интерпретируется автором как особая метафора внутреннего мира героев — метаморфозы, происходящие в пространстве дома, становятся отражением изменений в психике персонажей. Особое место в данном контексте приобретает социально-философская интерпретация пространства сумасшедшего дома — автор акцентирует внимание на мнимости внешних и внутренних границ психиатрической лечебницы.

Ключевые слова и фразы: Л.Н. Андреев, образ дома, мотив безумия, образ сумасшедшего дома.

 

Литература

 

1. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин: Ээстираамат, 1984. 335 с.

2. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий: Уч. пос. М.: Флинта: Наука, 2002.

3. Московкина И.И. Между «PRO» и «CONTRA»: координаты художественного мира Леонида Андреева. Харьков: Харьков. нац. ун-т им. В.Н. Каразина, 2005. 287 с.

4. Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX века. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. М.: Совпадение, 2006. 240 с.

5. Андреев Л.Н. Собрание сочинений в 6 т. М.: Художественная литература, 1990–1996.

6. Андреев Л.Н. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. Т. 1. М.: Наука, 2007.

7. Крафт-Эбинг Р. Наш нервный век: Попул. соч. о здоровых и больных нервах. СПб.: А. Каспари, 1898. 201 с.

8. Максим Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. Т. 72. М.: Наука, 1965. 630 с. (Литературное наследство)

9. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2010. 703 с.

10. Келдыш В.А. О «серебряном веке» русской литературы: Общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010.

11. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX века. Л.: Советский писатель, 1985. 352 с.

12. Кранихфельд Вл. Литературные отклики: Симптомы современных переживаний и настроений // Современный мир. 1908. № 2. Отд. 2. С. 25–42.

13. По Э.А. Полное собрание рассказов. Серия: Литературные памятники. М.: Наука, 1970. С. 753.

14. Богатырева Н.Д. Экзистенциальный контекст пьесы Леонида Андреева «Черные маски» // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. 2009. № 1 (1). С. 94–100.

15. Еременко М.В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908–1919 гг.: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Саратов, 2001.

16. Андреев Л.Н. Неопубликованное письмо Леонида Андреева // Вопросы литературы. 1990. № 4. С. 276–277.

17. Усмович Я. Театр и жизнь. I. Осколки и целое // Русское Слово. 1906. 15 октября (№ 253).

18. РО ИРЛИ. Ф. 115. Оп. 3. Ед.хр. 10.

19. Белявский Ф. Призраки // Слово. СПб., 1904. 21 декабря (№ 21). С. 5–6.

20. Сапченко Л.А. Сумасшедший дом в произведениях русской литературы: от Карамзина — к Чехову // Вопросы литературы. 2002. № 11/12. C. 342–356.

21. Леонид Андреев: Материалы и исследования. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2012.

22. Эпоха. 1908. № 1. 28 августа.