https://doi.org/10.20339/PhS.5-18.099
Ян Пробштейн,
доцент кафедры английского языка и литературы колледжа и сети университетов Туро, Нью-Йорк, США.
Aвтор многочисленных книг, статей и переводов с русского на английский и с английского на русский, в общей сложности около 500 публикаций. Последняя книга называется «Река времен: Время-пространство, язык и история в поэзии авангарда, модернизма и современной американской поэзии». Бостон: академическое издательство «Академик стадиз пресс», 2017
e-mail: ian.probstein@touro.edu ; ian.probstein@gmail.com
Используя такие понятия М. Бахтина, как диалогизм, полифония (полиглоссия), мениппея, хронотоп, автор предполагает, что в «Бесплодной земле» Т.С. Элиота есть все черты диалогической человеческой комедии. Хотя М. Бахтин никогда не рассматривал поэзию, не говоря о лирической поэзии, достаточно серьезно, его главные открытия наряду с пародией «как одной из древнейших и распространеннейших форм изображения чужого прямого слова»[1] можно найти не только в эпической поэзии, но и в лирической поэзии, и несомненно в поэзии авангарда и модернизма. По сути своей, все творчество Элиота было диалогом с человечеством. Использование диалогизма позволяет Элиоту развивать сюжет, использовать имплицитных рассказчиков, раскрывающих авторские идеи и темы, и обращаться к имплицитному читателю, передвигаться во времени-пространстве, создавая хронотопы любви, дороги, поиска, и объединять эпическое прошлое с лирическим настоящим, создавать музыку произведения, остранять миф и реальность, делая миф реальным, а реальность нереальной, и в итоге показать человеческую драму, как в «Божественной комедии».
Ключевые слова: Диалогизм, полифония, мениппея, хронотоп, пародия, аллюзия, остранение, обновление, мифологическое сознание, миф, демифилогизация, неомифологизация.
Литература
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
2. Smith, Grover. A Study in Sources and Meaning. Chicago: The U of Chicago. P. 1956, rpt. 1971.
3. Eliot T.S. “London Letter” // Dial LXXII, no. 5 (May, 1922).
4. Williamson George. A Reader’s Guide to T.S. Eliot. New York: Noonday Press/FSG, 1966.
5. Bachtin Nicholas. English Poetry in Greek: Notes on a Comparative Study of Poetic Idioms // Poetics Today 6, no. 3 (1985).
6. Dansby Evans. Chaucer and Eliot: The Poetics of Pilgrimage // Medieval Perspectives 9 (1994). P. 41–47; Rudat Wolfgang. T.S. Eliot’s Allusive Technique: Chaucer, Virgil, Pope // Renascence 35, no. 3 (1983).
7. Rudat Wolfgang. T.S. Eliot’s Allusive Technique: Chaucer, Virgil, Pope // Renascence 35, no. 3 (1983).
8. Тынянов Ю.Н. О пародии / Он же. Поэтика. История литературы. Кино. Москва: Наука, 1977.
9. Query Patrick. “They Called Me the Hyacinth Girl.” T.S. Eliot and the Revision of Masculinity // Yeats Eliot Review 18, no. 3 (February, 2002).
10. Menard Louis. “The Women Come and Go”. The Love Song of T.S. Eliot // The New Yorker (September 30, 2002).
11. Gordon Lyndall. T.S. Eliot: An Imperfect Life. New York: Norton, 1999.
12. Smith Grover. The Fortuneteller in the Waste Land // American Literature 25 (1954).
13. Rainey Lawrence. The Annotated Waste Land with Eliot’s Contemporary Prose. New Haven: Yale University Press, 2005.
14. Aldous Huxley: a Novelist of Talent and an Essayist of Genius. Great Short Works of Aldous Huxley / Ed. and compiled by Bernard Bergonzi. New York: Harper & Row, 1969.
15. Nanny Max. “The Waste Land: A Menippean Satire?” English Studies 66.6 (1985).
16. Eliot T.S. The Complete Poems and Plays. London: Faber & Faber, 1969.
17. Nanny Max. “Cards Are Queer”: A New Reading of the Tarot in The Waste Land // English Studies 62.4 (1981).
18. Richard Ellmann. The First Waste Land // T.S. Eliot’s The Waste Land. Modern Critical Interpretations / Ed. Harold Bloom. New York: Chelsea, 1987. P. 55–66, esp. 61–63.
19. Eliot Thomas Stearns. The Annotated Text. The Poems of T.S. Eliot in 2 vols. Edited by Christopher Ricks and Jim McCue. London: Faber and Faber, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2015.
20. Brooks Cleanth. The Waste Land: Analysis // T.S. Eliot. A Study of his Writings by Several Hands / Rajan, Balachandra, ed. London: Dobson, 1947. Rpt. New York: Haskell House, 1964.
21. Smith Grover. T.S. Eliot’s Poetry and Plays: A study in Sources and Meaning. The University of Chicago Press, 1956, 1971.
22. Matthiessen F.O. The Achievement of T.S. Eliot. New York, 1958. Third edition, with a chapter on T.S. Eliot’s later work by C.L. Barber. N. Y., 1967.
23. Ross Andrew. The Waste Land and the Fantasy of Interpretation // Representations 8 (Autumn, 1984).
24. Perloff Marjorie. Avant-Garde Eliot. 21st-Century Modernism. The New Poetics. Oxford: Blackwell, 2002.
25. Koestenbaum Wayne. The Waste Land: T.S. Eliot’s and Ezra Pound’s Collaboration on Hysteria. Twentieth Century Literature, Vol. 34. No. 2 (Summer, 1988).
26. Gardner Helen. Four Quartets: A Commentary // T.S. Eliot. A Study of His Writings by Several Hands / Rajan Balachandra, ed. Dobson: London, 1947. Rpt. New York: Haskell House, 1964.
27. Bowra I.A. The Creative Experiment, p. 282.
28. Spender S. T.S. Eliot. New York, 1975.
29. Eliot T.S. Selected Prose. The Centenary Edition // Frank Kermode, ed. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1988.
30. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Москва, 1995.
31. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Москва, 1995.
32. Гессе Герман. Братья Карамазовы или закат Европы // Письма по кругу / перевод Ю.И. Архипова. Москва: Прогресс, 1987.
33. Блок А. «Крушение гуманизма» // ПСС в 6 томах. Mосква, 1971. Т. 6.
34. Eliot Thomas Stearns. Thoughts After Lambeth // Selected Essays. London, Faber & Faber, 1950.
[1] Mikhail Bakhtin, Literary Criticism (Moskva: Hudoshestvennaia Literatura, 1986), р. 362.