Корзина пуста.
Войти

The archetype of the “City of Kitezh” in the novel-chronicle S.N. Durylin “Bells”

Е.А. Коршунова
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.4-18.059

 

Коршунова Евгения Александровна,

кандидат филологических наук, докторант

кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

e-mail: zhenyakorshunova@gmail.com

 

В статье исследуется функционирование архетипа «града Китежа» в романе-хронике С.Н. Дурылина (1886–1954) «Колокола» (1928–1953) на фоне основных китежских моделей литературы «серебряного века». В статье высказана мысль о том, что С.Н. Дурылин, как в теоретических статьях «Сказание о невидимом граде Китеже», «Рихард Вагнер и Россия», так и в хронике тексте смог раскрыть национальное значение легенды, ее сокровенный смысл. Если в статьях заметен еще соловьевский уклон, то далее, в хронике автор отходит от этих взглядов. Он, говоря о Китеже, не отвергает исторический быт России, историю, как другие символисты. Китеж у него сопричастен образу Святой Руси. В зрелом творчестве Дурылин преодолевает символизм, становясь ближе постсимволистам и писателям эмиграции.

Ключевые слова: архетип, Китеж, пасхальность, символизм, постсимволизм, эмиграция, поэтика, традиция, иконичность.

 

Литература

  1. Гладкова Е.В. Легенда о Китеже и концепция времени в романе-хронике С.Н. Дурылина «Колокола» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 4. С. 103–106.
  2. Дурылин С.Н. Письмо к Н.С. Ашукину от 14 (27) июля 1913 г. РГАЛИ. Ф. 1890. Ед. хр. 256.
  3. Захаров В.Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. М., 2012. С. 175.
  4. Есаулов И.А. Легенда о граде Китеже как пасхальный текст // Нижегородский текст русской словесности. Н. Новгород, 2015. С. 62.
  5. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004. 560 с.
  6. Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб, 2012. С. 427.
  7. Карлсон И. Поиски Руси невидимой. Китежская легенда в русской литературе. Gotenburg, 2011. C. 180.
  8. Китежский летописец. Нижний Новгород, 2015. С. 314.
  9. Колокола: избранная проза // С.Н. Дурылин. М., 2009. С. 150
  10. Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004. С. 714.
  11. Мотеюнайте И.В. Юродские слезы, колокольный звон и русская история / Теория традиции. Ижевск, 2009. С. 337–357.
  12. Рассказы, повести и хроники // С.Н. Дурылин. СПб., 2014. С. 829.
  13. Рихард Вагнер и Россия. Вагнер о будущих путях искусства // Дурылин С.Н. Статьи и исследования 1900–1920 годов. СПб., 2014. С. 89–90.
  14. Церковь Невидимого Града искусства // Дурылин С.Н. Статьи и исследования 1900–1920 годов. СПб., 2014. С. 132.
  15. Что суждено нам за чертой жизни. URL: http://www.pravpiter.ru/pspb/n155/ta010.htmЕ (дата обращения: 19.12.2016).
  16. Шешунова С.В. Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции. URL: http://transformations.russian-literature.com/node/5 (дата обращения: 18.12.2016)
  17. Шешунова С.В. Национальный образ мира в русской литературе (П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын). Дубна, 2006. 42 с.
  18. Шкуропат М.Ю. Иконичность художественного образа (на материале произведений И.С. Шмелева). Донецк, 2007. С. 9–10.