Корзина пуста.
Войти

A featured review of the new Academy edition of F.M. Dostoevsky’s Complete Works, vol. 5.

Н.М. Перлина
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.3-18.110

Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений и писем в 35-ти томах. Том 5. Повести и рассказы 1862–1866 гг. Игрок. Наброски и планы. 1864–1866. 2‑е изд., доп. и испр. СПб.: Наука, 2016. 632 с.[1]

ISBN 978-5-02-038242-8 (т. 5)

ISBN 978-5-02-038288-6

 

[1] В том пятый вошли: Скверный анекдот. Рассказ; Зимние заметки о летних впечатлениях; Записки из подполья; Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже; Игрок. Роман. (Из записок молодого человека); Наброски и планы. 1864—1866. Далее в статье используются сокращения произведений соответственно СА, ЗЗ, ЗиП, КР, Игрок.

 

Перлина Нина Моисеевна,

филолог, заслуженный профессор кафедры славянских языков и литератур университета Индиана (Блумингтон, штат Индиана, США)

e-mail: perlina@indiana.edu

 

В статье предлагается критический обзор «Примечаний» к пятому тому нового Академического издания Полного собрания сочинений и писем Ф.М. Достоевского в тридцати пяти томах (Ак‑2). Как и первое издание (Ак‑1), том включает произведения 1862–1866 гг., созданные в большой мере под влиянием путешествий писателя по главным городам Западной Европы. Оставаясь по содержанию опубликованных текстов идентичным с Ак‑1, постраничный объем нового издания вдвое превышает листаж первого. Составители «Примечаний» разработали новую структурную и тематическую композицию для комментариев.

Они удалили идеологические наслоения советской эпохи и спроецировали комментарий на  открытый контекст интеллектуальной истории, этико-религиозных социальных и эстетических идей середины XIX – начала XXI века. Как показано в «Примечаниях», выбранные Достоевским в качестве заглавий выражения «Записки / Заметки» указывают не на фрагментарность, а на жанровое единство цикла, сквозными темами которого являются Россия и Запад, увиденные «с того и этого берега», а также полемические диалоги и эвристические беседы Достоевского-почвенника с Герценом, Тургеневым и современными ему представителями русского и европейского позитивизма и нигилизма по вопросам христианской веры и безрелигиозного индивидуализма. Комментаторы показывают, что тексты, созданные в промежутке 1862–1866 гг., не только являются «пролегоменами» всего дальнейшего романного творчества Достоевского, но содержат в себе идеи, опередившие социологические и философско-эстетические постулаты Ницше, Шпенглера, экзистенциалистов и русских евразийцев. Найденный комментаторами новый формат текстуальных примечаний открывает путь к рассмотрению «Достоевского за пределами Достоевского».

Ключевые слова: комментарий, тематическая и структурная композиция, пространственно-временна́я перспектива, цикл, «Заметки», жанровое единство, концепция «почвы и народных корней», Россия и Европа «с того и с этого берега», предвосхищенные идеи, «Достоевский за пределами  Достоевского».