Корзина пуста.
Войти

The Song of my Cid and the peculiarities of epic plot construction

И.В. Ершова
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.5-17.063

 

Ершова Ирина Викторовна,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС; профессор кафедры сравнительной истории литератур ИФИ РГГУ

e-mail: i.v.ershova@list.ru 

 

Статья посвящена проблеме эпического сюжета и законам сюжетосложения в средневековом героическом эпосе. Понимая сюжет как уровень комбинации сюжетообразующих мотивов, которые формируют эпический рассказ о герое-воине в отдельном произведении, автор статьи предлагает вычленить единую модель эпического сюжета, схема которой может быть обнаружена в любом отдельном произведении. Устойчивая инвариантная  модель эпического сюжета, понимаемого как содержательно-формальное единство, делает способ сюжетостроения в конечном счете важнейшим жанроопределяющим элементом. Применение этой схемы с испанскому героическому эпосу «Песнь о моем Сиде» позволяет утверждать о преимущественной устной природе генезиса и бытования памятника.

Ключевые слова: средневековый эпос, героический эпос, эпический сюжет, «Песнь о моем Сиде».

 

 

Литература

  1. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. — М., 1980.
  2. Ершова И.В. «Песнь о моем Сиде»: трансформация эпического героя в контексте средневековой культуры (к постановке проблемы) // Мировое древо. — 2001. — № 8. — С. 96–113.
  3. Ершова И.В. «Песнь о Роланде» и история изучения средневековых «песен о деяниях» // ШАГИ / STEPS. Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований. — 2016. — № 2. — С. 54–85.
  4. Неклюдов С.Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923—1996) / Отв. ред. С.М. Толстая. — М., 2004. — С. 236–247.
  5. Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. — М., 2015.
  6. Петров Н.В. Сюжетно-мотивный состав русского эпоса: модели эпического нарратива. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2007.
  7. Путилов Б.Н. Героический эпос черногорцев. — Л., 1982.
  8. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. — Л., 1988.
  9. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. — М., 1981.
  10. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. — Новосибирск, 1999; Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. — М., 2009.

 

Foreign sources

  1. Aguirre, J.M., “Épica oral y épica castellana: Tradición creadora y tradición repetitive”, Romanische Forschungen, LXXX (1968), pp. 451–461.
  2. Catalán, D. La épica española: Nueva documentación y nueva evaluación, Fundación Ramón Menéndez Pidal, Madrid, 2001.
  3. Garci-Gómez, Miguel, “Mio Cid”. Estudios de endocrítica, Planeta, Barcelona, 1975.
  4. Gómez Redondo, F. Recitación y recepción del Cantar: La transmisión de los modelos ideológicos, en Alvar, Gómez Redondo y Martin, 2002, рр. 181–210.
  5. Ramón Menéndez Pidal. Poema de Mío Cid. Madrid, 1913.
  6. Menéndez Pidal 1963 Menéndez Pidal R. En torno al “Poema del Cid”, Edhasa, Barcelona, 1963.
  7. Montaner, A. El Cantar de Mio Cid. En: Cantar de mio Cid / Ed. Alberto Montaner. Barcelona, 2010, рр. 256–560.
  8. Orduña, G. El texto del Poema de Mio Cid ante el proceso de la tradicionalidad oral y escrita. Letras, XIV, 1985, pp. 57–66.
  9.  Richthofen E. fon. Nuevas aportaciones críticas sobre la estructura del «Poema Del Cid», Barcelona, 1974.
  10. Zaderenko, I. Problemas de autoría, de estructura y de fuentes en el «Poema de mio Cid». Alcalá de Henares, 1998.
  11. Thompson, S. Motif-Index of Folk-Literature. 6 vols. Copenhagen–Bloomington, 1955–1958.