Корзина пуста.
Войти

Лингвокультурный символ «зима» в романе А. Рубанова «Финист — ясный сокол»

Д.А. Гусаров, С.В. Боброва, Е.Н. Мельникова
80,00 ₽
УДК 811.161.1`42
DOI 10.20339/PhS.6s-25.128
 

Гусаров Дмитрий Александрович,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры немецкого языка

Московский государственный институт международных отношений

(университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации;

доцент кафедры русского языка № 1

Институт русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

e-mail: dmitriy_gusarov@mail.ru

Author ID: 535747, https://orcid.org/0000-0001-6844-5792

Боброва Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры славистики, общего языкознания

и культуры коммуникации

Государственный университет просвещения;

доцент кафедры русского языка № 1

Институт русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

e-mail: bobrova_svetlana@mail.ru

AuthorID: 636899

Мельникова Елена Николаевна,

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Белорусско-Российский университет (Могилёв, Беларусь)

e-mail: elnikmel@gmail.com

AuthorID: 867353

 
Статья посвящена комплексному анализу лингвокультурного символа «зима» в романе А. Рубанова «Финист — ясный сокол». Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения механизмов художественного преобразования концепта в полноценный символ, обладающий высокой ценностной значимостью и определяющий поведенческие модели персонажей в рамках фантастического архаичного мира, созданного писателем. Проблематика работы сфокусирована на выявлении и описании способов репрезентации концепта «зима» через его образные и ценностные признаки. Материалом для анализа послужили многочисленные фрагменты романа, содержащие мотивы зимы, которые позволили выявить ключевые семантические оппозиции, структурирующие содержание концепта: жизнь/смерть, опасность/безопасность, холод/тепло, странствие/зимовка. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что в художественном пространстве романа зима предстает не просто временем года, а становится ключевой экзистенциальной данностью. Ценностное ядро лингвокультурного символа «зима» формируется вокруг фундаментальной оппозиции «жизнь/смерть». С одной стороны, зима воплощает слепую разрушительную силу, несущую холод, голод и гибель. С другой — именно эта смертоносная сущность формирует императив выживания, диктуя необходимость тщательной подготовки, определяя хозяйственные циклы и формируя особые социальные практики и ритуалы. Таким образом, зима реализуется в романе как комплексный лингвокультурный символ, организующий время, пространство и весь жизненный уклад персонажей.

Ключевые слова: зима, лингвокультурный символ, концепт, художественный текст, ценность, модель поведения

 

Литература

1. Карасик В.И. Карусель как лингвокультурный символ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 215–220.

2. Карасик В.И. Ценностная картина мира как объект аксиологической лингвистики // Языки, литературы и культуры народов России в современной академической науке: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию создания Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан, Казань, 9–11 октября 2024 г. Казань: АН Республики Татарстан, 2024. С. 183–188.

3. Вашунина И.В., Зимина М.В. Исследование содержания концепта в американской языковой картине мира путем сравнения его разномодальных репрезентаций // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020. № 5. С. 25–32. DOI: 10.20339/PhS.05-20.025.

4. Кузьмина Р.П. Образные признаки концептов ЗИМА и ЛЕТО в эвенской лингвокультуре // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2024. Т. 10. № 3. С. 50–57.

5. Чжоу Ц. Сравнительное исследование концепта «зима» в русском и китайском языках и культуре // Вестник филологических наук. 2024. Т. 4. № 9. С. 47–52.

6. Соколова Е.В. «Зима» в немецкой поэзии: круг мотивов в исторической перспективе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2022. № 1. С. 62–74.

7. Федоринчик А.Н. Образ зимы в поэтической картине мира В. Брюсова // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Сер. 1: Педагогика. Психология. Филология. 2024. № 2 (120). С. 132–136.

8. Авдеенко И.А. Символы и образы зимы и весны в русской рок-поэзии // Амурский научный вестник. 2022. № 1. С. 4–15.

9. Летина Н.Н. Времена года в текстах русского рока: зима и лето // Сфера культуры. 2023. № 3 (13). С. 52–64.

10. Меньшикова Е.Е. Метафорический образ зимы в рекламном туристическом нарративе // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4. С. 46–66.

11. Лю Я. Паремии о зиме в русском языке: лингвокультурологический аспект // Глобальный научный потенциал. 2024. № 1 (154). С. 169–172.

12. Рубанов А.В. Финист — ясный сокол. М.: АСТ, 2019.