DOI 10.20339/PhS.6-25.100
Проданик Надежда Владимировна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы и культурологии
Омский государственный педагогический университет
е-mail: omsk.nadezhda@mail.ru
Статья посвящена концептуальному элементу поэтики Л.Н. Мартынова — образу воздушных фрегатов. В исследовании указано, что генезис образа обусловлен интенциями творческого диалога Л.Н. Мартынова с поэтами-предшественниками (К. Бальмонтом, И. Буниным, Н. Гумилевым, Д. Бурлюком, Г. Масловым), а также задан автобиографией Л. Мартынова и всей логикой его творческого пути. В ходе анализа установлено, как при создании редакций стихотворения «Воздушные фрегаты» трансформировалась семантика одноименного образа. В первых редакциях текста (1922–1924) поэтом были акцентированы историко-политические аллюзии, танатальные и готические мотивы, мотивы свободы и странствий. В редакции, приведенной в автобиографической книге 1970-х годов, сохранился мотив свободы, но образ кораблей, как и концепция текста, приобрел универсальность и обобщенность: в нем оказались различимы мотив географических открытий и восхищение яркой жизнью моряков, стали возможны поэтологические аллюзии — размышления о природе вдохновения. Отмечается, что, выбрав одно заглавие («Воздушные фрегаты») для стихотворения, новеллы и книги, Мартынов сомкнул в единую цепь свои первые поэтические опыты и зрелое творчество, создал гипертекст, позволяющий выявить векторы авторского пути. Поэтический мир стихотворения «Воздушные фрегаты» показывал, что поэт обращен к наследию русской и зарубежной литературы; книга новелл «Воздушные фрегаты» продемонстрировала расширение сферы творческой коммуникации: помимо литературной классики, в нее вошел кросс-культурный диалог с современником О. Сулейменовым, казахским поэтом.
Ключевые слова: Л.Н. Мартынов, сибирская литература XX века, образ воздушных фрегатов, О.О. Сулейменов, кросс-культурный диалог
Исследование выполнено за счет гранта Минпросвещения России (Соглашение № 073-03-2025-053/1)
Литература
1. Мартынов Л.Н. Пути поэзии. М.: Советская Россия, 1975. 93 с.
2. Михайлов A.A. Поэзия в меняющемся мире. Л. Мартынов // Михайлов A.A. Портреты. М.: Советская Россия, 1983. С. 225–263.
3. Девятьярова И.Г. Георгий Маслов и Леонид Мартынов: встречи в Белой столице // Сюжетология и сюжетография. 2020. № 2. С. 236–253.
4. Мартынов Л.Н. Воздушные фрегаты. Новеллы. М.: Современник, 1974. 327 с.
5. Омский литературный авангард 1920-х годов. Поэты «Червонной тройки». Омск: Омскбланкиздат, 2021. 356 с.
6. Леонид Мартынов «Стихи и воспоминания». Вступительное слово и публикация Г. Суховой-Мартыновой // Арион. 2005. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/arion/2005/4/stihi-i-vospominaniya.html (12.07.2025).
7. Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. 528 с.
8. Бунин И.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Московский рабочий, 1993. 540 с.
9. Маслов Г. Сочинения в стихах и прозе. Омск: Омскбланкиздат, 2020. 440 с.
10. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. А.И. Павловского. Л.: Советский писатель, 1988. 632 с.
11. Мартынов Л.Н. Автограф стихотворения «Воздушные фрегаты». 1922–1924. Личный архив Л.Н. Мартынова (рукописный текст).
12. Бальмонт К.Д. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1969. 712 с.
13. Мартынов Л. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1986. 768 с.
14. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л.: Наука, 1986. 303 с.
15. Пощечина Общественному Вкусу. Б.м.: Изд-е Г. Кузьмина. Б.г., 110 с.
16. Бурлюк Д. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2002. 584 с.
17. Паластров А.В. Семантико-композиционные особенности словообраза «время» в поэзии Л. Мартынова // Вестник Удмуртского ун-та. История и филология. 2013. Вып. 2. С. 101–110.
18. Золотарева Л.Р., Золотарева Я.А. Образ Олжаса Сулейменова в изобразительном творчестве казахстанских мастеров // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-8. С. 86–91.
19. Сулейменов О. Определение берега. Алма-Ата: Жазушы, 1976. 456 с.
20. Машкова С.Н. Жанровый полиморфизм «Глиняной книги» Олжаса Сулейменова. Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2017. 230 с.




.png)







