Корзина пуста.
Войти

Репрезентация стереотипов мужской и женской красоты в рекламном газетном дискурсе: диахронический аспект

А.А. Миронова
80,00 ₽
УДК 81`42"18/19"
 

Миронова Александра Анатольевна,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой русского языка как иностранного

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

e-mail: amiron_rus@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5910-8567, Researcher ID: ABD-7125-2021

 

Рекламный дискурс формирует ценностное представление о красивом человеке в языковом сознании потребителя, отчасти навязывая представление о товаре. При этом лингвокультурный стереотип «красота», отражаемый в русских прецедентных текстах, отличается от искусственно создаваемого рекламодателями. Цель исследования — проанализировать способы репрезентации стереотипных представлений о мужской и женской красоте на страницах популярных тобольских газет XIX — начала XX в. Материалом послужили рекламные тексты разных жанров одной тематической группы «предложение косметических товаров». Проанализирована частотность лексем-маркеров в разных тематических подгруппах (гигиенические товары, краска для волос, декоративная косметика). Выявлены признаки стереотипного представления о красоте человека: натуральность, естественность, полезность, быстрота преображения, легкость применения, доступность. Использован метод лингвокультурологической интерпретации. Полученные результаты позволили определить набор слов-сигналов, которые выступают наравне с иллюстрацией лингвокультурного знака и привлекают внимание потенциальных покупателей среди жителей провинции. Отмечено, что именно наличие слов-маркеров и знаков-икон или символов, повторяющихся и запоминающихся, создает в структуре разных рекламных жанров на страницах газет уникальное торговое предложение стать красивым. Материалы исследования вносят вклад в развитие региональной лингвокультурологии, лингвомаркетинга. Дальнейшее изучение русского лингвокультурного стереотипного понимания мужской и женской красоты не только на материале паремий, былин, художественных текстов, но и в газетном рекламном дискурсе обусловливает перспективы исследования. Выбор синхронно-диахронного подхода к анализу стереотипного представления о красоте мужчины и женщины при сопоставлении с другими лингвокультурами (китайской, немецкой, американской и др.) позволит представить ценный фрагмент русской картины мира в динамике.

Ключевые слова: рекламный дискурс, лингвокультурный стереотип, репрезентация, женская и мужская красота

 

Исследование выполнено при поддержке государственного проекта по привлечению иностранных специалистов КНР (проект № G2024042)

 

Литература

1. Фаткуллина Ф.Г. Стереотипы как маркеры лингвокультур // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 3. С. 750–753.

2. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. С. 161.

3. Гаврикова Э.О., Кайзер-Данилова Н.В. Культурные стереотипы и их отражение в транснациональной рекламе // Научный диалог. 2023. № 12 (4). С. 221–243. URL: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-221-243.

4. Жельвис В.И. Лингвокультурная характеристика концепта «красота» // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 1. № 1. С. 16–20.

5. Шляхова С.С. Русская красота триста лет спустя: этнические авто- и гетеростереотипы в рекламе. Ч. 2: Гетеростереотипы // Реклама и PR. 2015. Вып. 4. С. 71–113.

6. Аниськина Н.В., Зарубалова О.А. Особенности средств воздействия в рекламе косметики: гендерный аспект // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 1. С. 109–114.

7. Аниськина Н.В. Лексическая экспликация концепта «красота» в современной рекламе // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 2. С. 87–92.

8. Колышкина Т.Б., Шустина И.В. Восприятие концепта «красота» различными группами участников рекламной коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 6 (38). С. 44–52. URL: https://doi.org/10.17223/19986645/38/4.

9. Омельяненко В.А. Образ современной женщины в рекламе: от стереотипизации до фемвертайзинга // Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 119–127. URL: https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.2.9.

10. Kress G. Multimodality: A social semiotic approach to contemporary communication. London: Routledge, 2010. 212 p.

11. Справочный листок. 1913. № 135. 36 с.

12. Справочный листок. 1896. № 15. 42 с.

13. Справочный листок. 1912. № 15. C. 2.

14. Тобольские губернские ведомости. 1895. № 58. 51 с.