Корзина пуста.
Войти

Правда жизни и язык искусства в рассказе В.М. Шукшина «Степкина любовь»

А.И. Куляпин
80,00 ₽
УДК 82.161.1-32
 

Куляпин Александр Иванович,

доктор филологических наук,

профессор кафедры литературы

Алтайский государственный педагогический университет;

Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

e-mail: iskander58@mail.ru

https://orcid.org/000-0001-9673-3855
 

Цель исследования — на материале рассказа «Степкина любовь» выявить специфику поэтики раннего Шукшина. Путь Шукшина в большую литературу начинается после появления подборки из трех рассказов в № 3 журнала «Октябрь» за 1961 г. Рассказ «Степкина любовь» занимает в этом микроцикле особое место. В нем почти незаметно влияние принципов социалистического реализма, определивших особенности поэтики двух других рассказов — «Правда» и «Светлые души». Шукшин последовательно описывает два посещения главным героем рассказа спектаклей самодеятельного театра. В первом случае отношение Степана к театру неконвенционально: на сцене он видит не действующее лицо пьесы, а знакомого односельчанина. «Чудом» театр становится во втором эпизоде, когда герой за реальное и подлинное принимает то, что есть фикция. Но и в этом случае для Степки не существует так называемой четвертой стены — воображаемой перегородки, отделяющей сцену от зала. Любовь Степки вспыхивает в театре, после чего сама его жизнь становится продолжением спектакля. В рассказе «Степкина любовь» Шукшин не склонен излишне драматизировать ситуацию, но уже очень скоро точно такие же сюжетные коллизии будут решаться иначе. В повести-сказке «Точка зрения» событийная канва та же, что и в «Степкиной любви»: жениха, как будто бы любимого и желанного, заменяет в последний момент «непонятно кто». Только теперь назвать такое сватовство «идеальным выражением любви» вряд ли возможно.

Ключевые слова: В.М. Шукшин, поэтика, сюжет, конфликт, театральность, условность, игра, роль

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/);
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

Литература

1. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 9 т. Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2014.

2. Марьин Д.В. Комментарии // Собрание сочинений: в 9 т. / В.М. Шукшин. Т. 8: Публицистика. Письма. Рабочие записи. Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2014. С. 329–506.

3. Митин Г. Любви порывы // Литературная Россия. 1964. № 25 (19 июня). С. 14–15.

4. Кожинов В.В. Язык искусства // Статьи о современной литературе / В.В. Кожинов. М.: Советская Россия, 1990. С. 17–23.

5. Куняев С. Вадим Кожинов // Наш современник. 2020. № 10. URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=28349.

6. Шукшин В.М. Вопросы самому себе. М.: Молодая гвардия, 1981. 256 с.

7. Бондарчук С. Первородство // О Шукшине: экран и жизнь. М.: Искусство, 1979. С. 191–211.

8. Брехт Б. Театр удовольствия или театр поучения? // Театр: пьесы, статьи, высказывания: в 5 т. / Б. Брехт. Т. 5: Теория эпического театра. М.: Искусство, 1965. С. 65–74.

9. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

10. Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5: Мастер и Маргарита. Письма. М.: Худож. лит., 1990. 734 с.

11. Шекспир У. Отелло // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.: Интербук, 1996. С. 5–142.

12. Лопе де Вега. Собака на сене // Испанский театр. М.: Худож. лит., 1969. С. 131–260. (Б-ка всемирной литературы. Серия первая: Литература Древнего Востока, античного мира, Сред. веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.; т. 39).

13. Рыбальченко Т.Л. Точка зрения // Шукшинская энциклопедия. Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2011. С. 384–388.