Корзина пуста.
Войти

Naming problems from the perspective of potential proper names

Т.В. Федотова
80,00 ₽

УДК 811.161.1`27

DOI  10.20339/PhS.1-24.003                      

 

Федотова Татьяна Васильевна,

доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

e-mail: fedotova66@mail.ru

 

Рассмотрены основные проблемы, возникающие у номинатора в процессе нейминга. Основная установка сделана на то, что будущие специалисты, создавая название для своего потенциального предприятия, в первую очередь стремятся выразить собственное восприятие онима, не задумываясь о потребителе. Исследование построено на основе анализа гипотетических (потенциальных) имен собственных (неймов), полученных в результате анкетирования будущих юристов. На примере собранных неймов реализована возможность выявления и описания основных ошибок, допускаемых номинаторами при создании имен собственных своих предприятий. Доказано, что, помимо оригинальности, прозрачности имени с точки зрения сферы деятельности, запоминаемости, явление когнитивного диссонанса является главным когнитивным механизмом создания экзотических имянаречений. Анализ собранных онимов позволил выделить несколько направлений, ориентированных на взаимосвязь когнитивно-психических особенностей номинатора и рефлексии реципиента. К таким направлениям отнесены следующие процессы: стандартная онимизация; словообразовательный креатив; прецедентные образования; творчество иноязычного нейма. В качестве вывода можно констатировать, что будущие юристы, как и многие номинаторы уже существующих организаций, не только не знакомы с критериями нейминга, но и эксплицируют абсолютную индифферентность по отношению к клиентам, потребителю. К основным нарушениям нейминга относятся: отсутствие коммуникативной целеустановки; индифферентность по отношению к потребителю; создание неймов с затемненной семантикой (аббревиатуры, иноязычные слова), а также использование прецедентных онимов, приводящих к созданию когнитивного диссонанса у потребителя; нарушение ассоциативных возможностей онима. Результатом исследования является вывод о том, что изучение основных требований к неймингу и его критериев — это реализация комплексного подхода в изучении не только креативных возможностей лингвистики, но и культуроспецифических ценностей России.

Ключевые слова: нейминг, коммуникация, имя собственное, когнитивный диссонанс, прецедентность, номинатор, реципиент, рефлексия.

 

Литература

  1. Молчанова Г.Г. Когнитивный диссонанс как трансакционный прием построения урбанонима // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 8–14.
  2. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 325–332.
  3. Пиевская И.М. О типологии дискурса в рамках современной парадигмы языкознания // Территория науки. 2007. № 1. С. 107–111.
  4. Ремчукова Е.Н., Соколова Т.П., Махиянова Л.Р. Проблемы нейминга: новые русские урбанонимы в лингвокреативном аспекте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 9. С. 328–330.
  5. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 1996. 225 с.
  6. Коро Н., Пономарев А. Нэйминговые методики: экспресс-тестинг и naming link test // Практический маркетинг. 2004. № 3. С. 6–9.
  7. Веретено А.А., Белов К.А. Формирование бренда как ключевой элемент развития малого бизнеса // Economics. 2016. № 12 (21). С. 44–48.
  8. Федотова Т.В. Нэйминг как условие успешности строительного бизнеса // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 1. С. 93–97.
  9. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация: виды наименований / под ред. Б.А. Серебренникова, А.А. Уфимцевой. М., 1977. С. 129–221.
  10. Рут М.Э. Образная номинация в русской ономастике. М., 2008. С. 192.
  11. Фролов Н.К. Семантика и морфемика русской топонимии Тюменского Приобья. Тюмень, 1996. 160 с.
  12. Смольников С.Н. Актуальная и потенциальная русская антропонимия // Вопросы ономастики. 2005. № 2. С. 23–35.
  13. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 884 с.
  14. Казкенова А.К. Мотивированность заимствованного слова (на материале современного русского языка) // Вопросы языкознания. 2003. № 5. С. 72–80.