УДК 81`27
https://doi.org/10.20339/PhS.6s-22.033
Марусенко Михаил Александрович,
доктор филологических наук,
профессор кафедры романской филологии
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: mamikhail@yandex.ru
Рассмотрены изменения тренда образовательной языковой политики под влиянием смены общей парадигмы языковой политики с этнокультурной на национально-функциональную. Желание изучать вторые или иностранные языки рассматривается не как результат мотивации, а как результат инвестирования, предполагающего, что изучающий язык обладает сложными, множественными идентичностями, изменяющимися во времени и пространстве и воспроизводящимися в социальном взаимодействии. На сегодняшний день понятия идентичности и инвестирования являются базовыми в теории обучения языкам. В условиях глобализации новые способы производства и социализации, сжатие времени и пространства по-новому формируют идентичности, лояльности и гражданства. Цифровой мир предоставляет все большие возможности контактов со всем миром, и это оказывает сильное влияние на идентичность. Обучающиеся свободно путешествуют по цифровому пространству, а их способность выделять и анализировать системные тенденции определяет их желание инвестировать в определенный язык. Современная модель, учитывающая постоянную смену идентичностей, помещает инвестирование в зону пересечения понятий идентичности, человеческого капитала и идеологии. Выбор, продвижение и защита языков определяются механизмами гордости и прибыли. Изучение некоторых языков может служить инструментальным целям и предоставлять материальные преимущества, доставлять ощущение гордости за принадлежность к определенной нации, придавать легитимность дискурсам и формам выражения, поддерживаемым данным воображаемым сообществом. Так, изучение lingua franca позволяет учащимся думать о других формах национальной принадлежности, например о глобальном гражданстве. Идентичность всегда является полем борьбы, в котором габитус и желания обучающихся постоянно борются с доминирующими идеологиями и альтернативными вариантами будущего. В периоды политических и идеологических конфликтов проблема существования гибридных или космополитических идентичностей обостряется и может оказывать серьезное влияние на национальное единство и территориальную целостность. Все эти факторы должны учитываться при формировании национально ориентированной образовательной языковой политики и быть включены в новую концепцию образования в России.
Ключевые слова: образовательная языковая политика, мотивация, инвестирование, идентичность, национальное государство, космополитизм.
Литература
- Богданов С.И., Марусенко М.А., Марусенко Н.М. Языковой капитал в структуре человеческого капитала: (социальные и образовательные аспекты изучения и использования языков). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 304 с.
- Марусенко М.А. Новый мировой языковой порядок. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 684 с.
- Anderson B. Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism. London; New York: Verso, 1991. 256 р.
- Block D. Second language identities. London: Continuum, 2007. 239 p.
- Bourdieu P. Language and symbolic power. Cambridge: Polity Press, 2016. 301 p.
- Darvin R., Norton B. Identity and a model of investment in applied linguistics // Annual Review of Applied Linguistics. 2015. No. 35. Р. 36–56.
- Darvin R., Norton B. Investment and language learning in the 21st century // Langage & Société. 2016. No. 157. Р. 19–38.
- Foucault M. Power / knowledge: selected interviews and other writings, 1972–1977 / trans. C. Gordon. New York: Pantheon Books, 1980. 270 р.
- Foucault M. The birth of biopolitics: lectures at the College de France, 1978–1979. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. 346 p.
- Gardner R.C., Lambert W.E. Motivational variables in second language acquisition // Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, MA: Newbury House, 1972. Р. 119–216.
- Ibrahim A.E. Becoming Black: rap and hip-hop, race, gender, identity, and the politics of ESL learning // TESOL Quarterly. 1999. Vol. 33. Iss. 3. P. 349–369.
- Ibrahim A. When life is off da hook: hip-hop identity and identification, BESL, and the pedagogy of pleasure // Identity Formation in Globalizing Contexts: Language Learning in the New Millennium / Christina Higgins (ed.). Göttingen: De Gruyter Mouton, 2011. P. 221–238. (Language and Social Processes).
- Kramsch C.J. Afterword // Identity and language learning: extending the conversation / B. Norton (ed.). 2nd ed. Bristol, UK: Multilingual Matters, 2013. P. 192–201.
- McKinney C., Van Pletzen Е. This Apartheid story We’ve finished with it’: student responses to the apartheid past in a South African English studies course // Teaching in Higher Education. 2004. Vol. 9. Iss. 2. P. 159–170.
- Miller E., Kubota R. Second language identity construction // The Cambridge handbook of second language acquisition / J. Herschensohn, M. Young-Scholten (eds.). New York: Cambridge University Press, 2013. Р. 230–250.
- Norton B. Identity and language learning: extending the conversation. 2nd ed. Bristol: Multilingual Matters, 2013. 232 p.
- Ohara Y. Identity theft or revealing one’s true self? : the media and construction of identity in Japanese as a foreign language // Identity Formation in Globalizing Contexts: Language Learning in the New Millennium / Christina Higgins (ed.). Göttingen: De Gruyter Mouton, 2011. P. 239–256. (Language and Social Processes).
- Pennycook A. Global English and transcultural flows. London; New York: Routledge, 2007. 189 p.
- Siegal M., Okamoto S. Toward reconceptualizing the teaching and learning of gendered speech styles in Japanese as a foreign language // Japanese Language and Literature. 2003. No. 37. Р. 49–66.
- Talmy S. The cultural productions of the ESL student at Tradewinds High: contingency, multidirectionality, and identity in L2 socialization // Applied Linguistics. 2008. Vol. 29. Iss. 4. P. 619–644.