УДК 82.09
https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.090
Примочкина Наталья Николаевна,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
e-mail: nprim47@yandex.ru
На основе архивных документов и материалов из личной библиотеки М. Горького исследован вопрос об отношении писателя к немецкому экспрессионизму — самому яркому течению в искусстве Германии начала ХХ в. Рассмотрены факты творческих и личных контактов Горького с ведущими театральными режиссерами Германии М. Рейнхардтом и Э. Пискатором, с революционными писателями-экспрессионистами И. Бехером, Э. Толлером и др. Выявлен интерес русского писателя к различным видам немецкого экспрессионистского искусства: литературе, театру, кино и живописи. Анализ произведений Горького в контексте творчества немецких экспрессионистов свидетельствует об определенном сходстве их идейных и эстетических взглядов, общем антивоенном, протестном и гуманитарном пафосе, направленном на защиту человеческой личности, страдающей в уродливо деформированном войнами и революциями мире.
Ключевые слова: М. Горький, немецкий экспрессионизм, М. Рейнхардт, Э. Пискатор, И. Бехер, Р. Вине, О. Кокошка, А. Шёнберг, А. Лоос.
Литература
1. Андреева М.Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. М.: Искусство, 1968. 720 с.
2. Воспоминания Т. Таманина (Т.И. Манухиной) / вступ. ст., подгот. текста и примеч. И.А. Бочаровой // Публицистика М. Горького в контексте истории. Вып. 8. М.: ИМЛИ РАН, 2007. С. 560–576.
3. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997–2019.
4. Примочкина Н.Н. Поэтика эксперимента: творчество М. Горького начала 1920-х гг. М.: Директ-Медиа, 2022. 320 c.
5. Борисова Л.М. «Да — был ли мальчик-то?»: о смысле горьковского рефрена // Acta eruditorum. 2020. Вып. 3. С. 10–18.
6. Борисова Л.М. «Черный квадрат»: о границах горьковского авангардизма // Вопросы литературы. 2021. № 5. С. 13–41.
7. Кудрявцева Т.В. Раннее творчество А.М. Горького в Германии (переводы, публикации, интерпретации) // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 3. C. 116–133.
8. Архив А.М. Горького ИМЛИ РАН.
9. Летопись жизни и творчества А.М. Горького. Вып. 3: 1917–1929. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 764 с.
10. Примочкина Н.Н. Пьеса М. Горького «Фальшивая монета»: новое прочтение // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 3. С. 138–149.
11. А.М. Горький и М.И. Будберг. Переписка (1920–1936) // Архив А.М. Горького. Т. 16. М.: ИМЛИ РАН, 2001. 543 с.
12. Демкина С.М. Пьеса М. Горького «На дне» на немецкой сцене (по материалам Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН) // Studia Litterarum. 2018. Т. 3. № 1. С. 252–265.
13. Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами // Архив А.М. Горького. Т. 8. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 444 с.
14. Плотникова А.Г. М. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 335 с.
15. Желябужский Ю.А. Воспоминания об отношении А.М. Горького к кино // М. Горький и кинематограф / А.Г. Плотникова. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 216–229.
16. Терехина В.Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 318 с.
17. Экспрессионизм: сб. ст. / под ред. Е.М. Браудо и М.Э. Радлова. Петроград; М.: Госиздат (Всемирная литература), 1923. 233 с.
18. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 24. М.: ГИХЛ, 1953. 574 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 21-18-00131).