УДК 82.161.1-4
https://doi.org/10.20339/PhS.5-22.155
Шубникова-Гусева Наталья Игоревна,
доктор филологических наук, главный научный сотрудник
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН
e-mail: shubnikova-gus@mail.ru
Представленная работа расширяет источниковедческую базу теоретической статьи С.А. Есенина «Ключи Марии» (1918) за счет неизвестных ранее философских источников. Наряду с обсуждением идей представителей мифологической школы в фольклористике и антропософскими идеями Р. Штейнера, Андрея Белого, а также творчества Н.А. Клюева Есенин вступает в диалог с положениями известных философов и теоретиков искусства разных эпох. Особого внимания заслуживает начальное предложение статьи «Орнамент — это музыка», объединяющее в единый концептуальный узел разнообразные вопросы теории искусства. Сделан вывод о том, что это предложение представляет собой клише крылатых фраз, выражающих отношение философов к разным видам искусства, особенно популярное среди немецких философов XVIII в., в том числе И.В. Гёте. Основываясь на данных личной библиотеки Есенина, показано, что поэту, тяготеющему к символическому обоснованию искусства, особенно близки идеи Гёте о музыке как колыбели всякого искусства и о рождении творческой картины мира сообразно природе, которые воплотились в творчестве русского поэта в «узловую завязь природы с сущностью человека». Учитывая опыт философской мысли и роль орнамента в бытовом народном искусстве, Есенин выдвигает самобытную теорию национального русского искусства и дает ключи к пониманию особенностей собственной поэтики.
Ключевые слова: С.А. Есенин, статья «Ключи Марии» (1918), И.В. Гёте, орнамент, музыка, искусство, природа.
Литература
- Архипова Л.А. Книжное собрание Государственного музея-заповедника С.А. Есенина // Издания Есенина и о Есенине: итоги, открытия, перспективы: междунар. науч. конф., посвященная 102-й годовщине со дня рождения поэта, 1–2 октября 1997 г. М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2001. С. 214–224. (Есенинский сб.; вып. IV).
- Асеев Н. «Избяной обоз» // Печать и революция. 1922. № 8. С. 38–45.
- Голуб И.Б. О некоторых особенностях звукового строя поэзии Есенина // Есенин и русская поэзия. Л.: Наука, 1967. С. 274–291.
- Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. (9 кн.) / Ин-т мировой литературы РАН; гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: Наука: Голос, 1995–2001.
- Изречения в прозе Гёте. СПб.: В. Берман и С. Войтинский, 1885. 148 с. (Европейская библиотека).
- Попов П.С. Примечания // Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1966. 496 с.
- Разговоры Гете, собранные Эккерманом. Ч. 1–2 / пер. с нем. Д.В. Аверкиева. 2-е изд. СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1905.
- С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / вступ. ст., сост., примеч. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986.
- Серёгина С.А. Орнамент как искусство в «Ключах Марии» Есенина и культуре модерна // Сергей Есенин и искусство: сб. трудов по материалам Междунар. науч. конф., посвященной 118-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина. М.; Константиново; Рязань: ИМЛИ РАН, 2014. С. 116–127.
- Серёгина С.А., Субботин С.И. Ключи Марии // Есенинский вестник. М., 2017. Вып. 10 (15). С. 70–73.
- Серёгина С.А., Субботин С.И. Орнамент // Есенинский вестник. М., 2017. Вып. 10 (15). С. 96–98.
- Собрание сочинений Гёте в переводе русских писателей: в 10 т. 2-е изд. / под ред. П. Вейнберга. СПб., 1893. Т. 7. 434 с.
- Субботин С.И. Библиотека Сергея Есенина // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина / отв. ред. О.Е. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М.; Константиново; Рязань: Пресса, 2006. С. 331–355.
- Субботин С.И. Борис Эйхенбаум о Сергее Есенине в 1926–1927 годы // Revuedes Étudesslaves. Paris, 1995. T. LXVII/1. P. 111–125.
- Тиме Г.А. Заклятье гетеанства: (диалектика объективного и субъективного в творческом сознании И.С. Тургенева) // Русская литература. 1992. № 1. С. 30–42.