УДК 81`42
https://doi.org/10.20339/PhS.2-22.081
Трущелёв Павел Николаевич,
аспирант кафедры русского языка
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
e-mail: paveltrue2007@rambler.ru
Рассмотрены речевые приемы стимуляции читательского интереса, представленные в учебных текстах, как элемент эмотивной прагматики текста. Материалом для исследования послужили учебные тексты из отечественных учебников истории для средней школы (7–9 классы). В работе использованы сопоставительные коммуникативные и функциональные методы анализа текста. Отмечено, что эмотивная прагматика учебных текстов по истории может иметь два плана: экспозиторный и нарративный, которые соответствуют двум способам эмоционального воздействия: направленным на вовлечение читателя в процесс приобретения знаний и направленным на вовлечение читателя в мир повествования. При стимуляции интереса авторы отечественных учебников истории обращаются только к нарративному плану и используют приемы детализации повествования. Данные приемы ориентированы на идентификацию и характеристику участников событий, их действий и внутреннего состояния, пространственно-временных параметров. Детализация представляет собой уточнение области референции текста; с этой целью привлекаются прежде всего языковые средства репродуктивного регистра и языковые средства авторизации, приобщающие читателя к точке зрения персонажей текста. Это позволяет расширить остов повествования и усилить сюжетную увлекательность текста, а также представить описываемые события с точки зрения персонажей текста.
Ключевые слова: учебный текст, интерес, нарратив, эмотивная прагматика, эмоциогенность.
Литература
- Пиотровская Л.А. Эмотивность и эмоциогенность текста // Актуальные проблемы гуманитарных наук: труды VI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.С. Аджиева. СПб.: Историческое сознание, 2020. С. 407–411.
- Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. С чего начинается интересный учебный текст? // Вопросы психолингвистики. 2020. № 46. С. 76–90. DOI 10.30982/2077-5911-2020-46-4-76-90.
- Wade S. Research on importance and interest: implications for curriculum development and future research // Educational Psychology Review. 2001. Vol. 13. Iss. 3. P. 243–263. DOI 10.1023/A:1016623806093.
- Литовченко О.В. Отношение учащихся 5–11 классов к школьному учебнику: результаты анкетирования // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 117–122.
- Эйдельман Т. Современные учебники истории — безликая, скучная выжимка // Мел. 2017. URL: https://mel.fm/slovo_pedagoga/8057132-textbook_history (10.05.2021).
- Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
- Вознесенская И.М. Текст-объяснение: семантические модели и языковые средства их оформления // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: в 15 т. Т. 8. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 70–75.
- Нагиева Е.Б. Модели объяснения в структуре текста публичной лекции // В мире научных открытий. 2015. № 11.2 (71). С. 1096–1105.
- Meyer B.J.F., Ray M.N. Structure strategy interventions: increasing reading comprehension of expository text // International Electronic Journal of Elementary Education. 2011. No. 4 (1). P. 127–152.
- Emotional and motivational aspects of digital reading / J. Kaakinen, O. Papp-Zipernovszky, E. Werlen [et al.] // Learning to Read in a Digital World / ed. by M. Barzillai, J. Thomson, S. Schroeder, P. Van den Broek. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2018. P. 143–166. DOI 10.1075/swll.17.06kaa.
- Klerides E. Imagining the textbook: textbooks as discourse and genre // Journal of Educational Media, Memory, and Society. 2010. Vol. 2, No. 1. P. 31–54. DOI 10.3167/jemms.2010.020103.
- Ameseder C. Effects of narrative journalism on interest and comprehension: an overview // Journal of Education and Humanities. 2019. Vol. 2 (2). P. 29–50. DOI 10.14706/JEH2019223.
- Habermas T. Emotion and narrative. Perspectives in autobiographical storytelling. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 352 p.
- Measuring narrative engagement: The heart tells the story / D.C. Richardson, N.K. Griffin, L. Zaki [et al.] // BioRxiv. 2018. P. 351148. DOI 10.1101/351148.
- Schiefele U., Löweke S. The nature, development, and effects of elementary students’ reading motivation profiles // Reading Research Quarterly. 2017. Vol. 53, No. 4. P. 405–421. DOI 10.1002/rrq.201.
- Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т русского языка, 2004. 544 с.
- Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. Что делает текст интересным? Языковые способы повышения эмоциогенности учебных текстов // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24, № 4. С. 991–1016. DOI 10.22363/2687‐0088‐2020‐24‐4‐991‐1016.
- Уржа А.В. Первый план и фон нарратива: направления зарубежных исследований в сфере лингвистики и переводоведения // Slověne. 2018. Vol. 7. Iss. 2. P. 494–526. DOI 10.31168/2305-6754.2018.7.2.20.
- Givón T. Beyond foreground and background // Coherence and grounding in discourse / ed. by R.S. Tomlin. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin, 1987. P. 175–188. DOI 10.1075/tsl.11.10giv.
- Уржа А.В. Классификация эгоцентрических средств языка сквозь призму анализа переводного нарратива. Функциональное взаимодействие эгоцентриков // Филология и человек. 2019. № 4. С. 43–58. DOI 10.14258/filichel(2019)4-05.
- Li W. Grounding in Chinese written narrative discourse. Leiden; Boston: Brill, 2018. 284 p.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 328 с.
- Эйдельман Т. Книги для детей должны быть честными // Папмамбук. 2018. URL: https://www.papmambook.ru/articles/3437 (10.05.2021).
- Падучева Е.В. Эгоцентрические единицы языка. М.: Языки славянской культуры, 2019. 440 с.
- Золотова Г.А. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: URSS, 2011. 440 с.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-012-00284).