УДК 821.161.1-2
https://doi.org/10.20339/PhS.5-21.080
Шарапенкова Наталья Геннадьевна,
доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой
германской филологии и скандинавистики
Петрозаводский государственный университет
e-mail: natshar@mail.ru; nvpatr@list.ru
В последние десятилетия XX в. в филологической науке возникла насущная потребность в исследовании новаторских приемов, стилевых решений, новых повествовательных стратегий последнего (советского) периода творчества поэта, писателя, публициста, эстетика и философа Андрея Белого (1880–1934). Рассмотрено, как в 30-е гг. ХХ в. Андрей Белый под сильным влиянием экспериментального театра Вс. Мейерхольда «переплавляет» первую и вторую части первого тома романа «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом») в драму «Москва», не имевшую сценического воплощения. Поднят вопрос о новаторстве Андрея Белого — драматурга и выявлены некоторые приемы воплощения на сцене пьесы «Москва». Особое внимание уделено локусу дома в драме, вопросу трансформации его функций: от замкнутого, охраняемого, внутреннего, личного пространства к открытому, враждебному, разомкнутому, куда вторгаются враждебные и мистические силы. Поединок двух главных героев- антагонистов — ученого Коробкина и шпиона Мандро — дан в широком мифолого-христианском и антропософском контексте. Представлен опыт многолетней работы автора статьи над различными подходами к пониманию не до конца «прочитанных » и понятых художественных произведений Андрея Белого (романа и пьесы «Москва»).
Ключевые слова: локус дома, Андрей Белый, роман «Москва», драма «Москва», Вс. Мейерхольд.
Литература
1. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: статьи, воспоминания, эссе (1914–1933). М.: Сов. писатель, 1990. 544 с.
2. Кустова Г.И. Языковые проекты Вяч. Иванова и Андрея Белого: философия языка и магия слова // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: Языки слав. культур, 1999. С. 383–411.
3. Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вступ. ст. и примеч. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.
4. Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка 1913–1932 гг. / публ., вступ. ст. и коммент. А.В. Лаврова и Дж. Мальмстада. СПб., 1998.
5. Белый А. История становления самосознающей души: в 2 кн. / сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. М.П. Одесского, М.Л. Спивак, Х. Шталь. М.: ИМЛИ РАН, 2020. (Литературное наследство; т. 112).
6. Белый А. Жезл Аарона: работы по теории слова 1916–1927 гг. / сост., подгот. текста, вступ. ст. Е.В. Глуховой, Д.О. Торшилова; отв. ред. О.А. Коростелев. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 960 с. (Литературное наследство; т. 111).
7. Андрей Белый: автобиографические своды, материал к биографии, ракурс к дневнику, регистрационные записи, дневники 1930-х годов / отв. ред. А.Ю. Галушкин, О.А. Коростелев; науч. ред. М.Л. Спивак; сост. А.В. Лавров, Дж. Малмстад. М.: Наука, 2016. 1120 с. (Литературное наследство; т. 105).
8. Николеску Т.А. Белый и театр. М.: ИМЛИ РАН, 1995. 324 с.
9. Шулова Я.А. Пути формирования поэтики прозы Андрея Белого в контексте открытий искусства первой трети XX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2015.
10. Белый А. Петербург: историческая драма. М.: Прогресс-Плеяда, 2010. 304 с.
11. Спивак М.Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. М.: Наука, 2006. 580 с.
12. Барковская Н.В. Под знаком Гераклита: идейно-художественное своеобразие романа А. Белого «Москва» // Русская литература XX века. 1992. Вып. 1. С. 94–104.
13. Кожевникова Н.А. Евангельские мотивы в романе Андрея Белого «Москва» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1995. С. 493–504.
14. Оболенска Д. Путь к посвящению: антропософские мотивы в романах Андрея Белого. Гданьск, 2009. 274 с.
15. Тимина С.И. Забытая классика (роман Андрея Белого «Москва») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 1 (179). С. 20–25.
16. Шарапенкова Н.Г. Орнамент оттенков: о символике цвета в романе Андрея Белого «Москва» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. С. 25–33.
17. Cooke O. Bely’s “Mosсow” novels and Zamyatin’s “Robert Mayer”. A literary response to thermodynamics // Slavonic and East European review. London, 1985. Vol. 63.
18. Магомедова Д.М. Мотивы «Страшной мести» Н. Гоголя в романном цикле А. Белого «Москва» // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / сост. М.Л. Спивак, Е.В. Наседкина, И.Б. Делекторская. М.: Наука, 2008. С. 398–403.
19. Andrej Bely’s “Peterburg”. A Biblioraphy. Göteborg, 2012.
20. Белый А. Московский чудак: первая часть романа «Москва». М.: Артель писателей «Круг», 1926. 256 с.
21. Белый А. Москва под ударом: вторая часть романа «Москва». М.: Артель писателей «Круг», 1926. 248 с.
22. Белый А. Маски. М.: ГИХЛ, 1932. 441 с.
23. Белый А. Москва: драма в пяти действиях / предисл., коммент. и публ. Т. Николеску. М.: Наследие, 1997. 162 с.
24. Андрей Белый и П.Н. Зайцев. Переписка // Воспоминания / П.Н. Зайцев; сост. М.Л. Спивак; вступ. ст. Дж. Малмстада, М.Л. Спивак. М.: Новое лит. обозрение, 2008. С. 361–543.
25. Андрей Белый. Александр Блок. Москва. М.: Московские учебники, 2005. 375 с.
26. Белый А. Москва: драма в пяти действиях / предисл., коммент. и публ. Т. Николеску. М.: Наследие, 1997. 165 с. URL: http://bugayev.ru/nikolesku.pdf (27.01.2021).
27. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение 1988. 332 с.
28. Белый А. Москва / сост. С.И. Тимина. М.: Сов. Россия, 1989. 768 с.
29. Коно В. Мотив «глаза» в романе «Москва» А. Белого // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / сост. М.Л. Спивак, Е.В. Наседкина, И.Б. Делекторская. М.: Наука, 2008. С. 489–498.
30. Шарапенкова Н.Г. Роман «Москва» Андрея Белого: от хаоса к космосу. СПб., 2013. 158 с.
31. Исаев С.Г. Литературно-художественные маски: теория и поэтика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. 334 с.
32. Делекторская И.Б. Маски и «маски» Андрея Белого. URL: http://www.utoronto.ca/tsq/22/delektorskaya22.shtml (02.02.2020).